Разъяснения ЦБ и Минфина о недопустимых способах сокращения объема раскрытия в отчетности информации (Инф. письмо ЦБ N ИН-02-28/64, МФ РФ N 05-01-06/132332 от 27.12.2024)

Информируем о размещении на сайтах ЦБ РФ и Минфина России разъяснений о допустимом пределе сокращения объема раскрытия информации в отчетности эмитентов, которое, в том числе, влияет на вопросы составления эмитентами своей консолидированной финансовой отчетности и сокращения объема раскрытия информации в ней (Информационное письмо Банка России № ИН-02-28/64, Минфина России № 05-01-06/132332 от 27.12.2024 "О реализации эмитентами ценных бумаг права на ограничение раскрытия (предоставления) информации на рынке ценных бумаг").

Напомним, что ранее Постановлением Правительства РФ от 13.09.2023 № 1490 "Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности" (далее также - Постановление № 1490) было установлено, что организации, обязанные раскрывать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности", вправе не раскрывать в указанной отчетности сведения, указанные в постановлении Правительства РФ от 04.07.2023 № 1102[1], и в случаях, установленных указанным постановлением.

Случаи, в которых эмитенты получили право осуществлять сокращенное раскрытие сведений в своей отчетности, как эмитентов, а также согласно Постановлению № 1490 в своей консолидированной финансовой отчетности, определены следующим образом[2]:

* если в отношении эмитента действуют ограничительные меры;

* если эмитент зарегистрирован и (или) осуществляет хозяйственную деятельность на вновь присоединенных территориях;

* если эмитент включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

* если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении лица из указанных выше категорий;

* если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении лица, являющегося (являвшегося в течение предшествующих 3-х лет) работником или членом органов управления лица из перечисленных выше категорий;

* если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и (или) реализацией военно-технического сотрудничества (вправе не раскрывать и (или) не предоставлять информацию о такой сделке);

* если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении продукции (товаров) военного или двойного назначения (вправе не раскрывать и (или) не предоставлять информацию о такой продукции (товарах), о сделках, направленных на производство, и (или) приобретение, и (или) реализацию такой продукции (товаров);

* если раскрытие и (или) предоставление эмитентом информации должны быть осуществлены в отношении лицензий в сфере выполнения государственного оборонного заказа и реализации военно-технического сотрудничества (вправе не раскрывать и (или) не предоставлять информацию о таких лицензиях).

Перечень сведений, которые могут не раскрываться в указанных выше случаях, установлен приложением к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2023 № 1102. Среди таких сведений, в частности, указана информация о лицах, входящих в состав органов управления; об аффилированных лицах; о контролирующих лицах; о связанных сторонах, с которыми осуществляются хозяйственные операции; о дочерних организациях; о принимаемых рисках, процедурах оценки рисков и управления ими; об остатках средств на счетах в банках; о сегментах деятельности в части сведений об оказании услуг, о производимой продукции, закупке товаров, выполнении работ оборонного и (или) стратегического назначения, их финансировании, о географических регионах, в которых осуществляется их производство (реализация, закупка), включая сведения о видах операций и доходах (расходах, убытках) по ним, о типах клиентов, а также о деятельности, осуществляемой на территориях новых регионов, Крыма и Севастополя.

В настоящее время информируем о появлении Информационного письма Банка России № ИН-02-28/64, Минфина России № 05-01-06/132332 от 27.12.2024 "О реализации эмитентами ценных бумаг права на ограничение раскрытия (предоставления) информации на рынке ценных бумаг" (размещено на сайте Минфина России https://minfin.gov.ru#mce_temp_url# 09.01.2025, далее - также Письмо ЦБ и МФ от 27.12.2024).

На наш взгляд, Письмо ЦБ и МФ от 27.12.2024 может представлять интерес тем, что оно выражает мнение регуляторов о том, в каких случаях и в каком объеме компании вправе не раскрывать информацию в своей отчетности, руководствуясь вышеназванными нормативными актами.

При этом, на наш взгляд, самой важной частью этого мнения является указание на то, что применение подхода, согласно которому компания при отсутствии реальных санкционных угроз не раскрывает и (или) не предоставляет данные в своей отчетности, основываясь только на формальной возможности появления таких угроз, не соответствует целям антисанкционного регулирования и приводит к нарушению баланса между реализацией права на введение ограничений и правами инвесторов, акционеров и кредиторов на информацию об эмитенте.

Минфин и ЦБ в своем Письме от 27.12.2024 привели примеры необоснованного (приложение №1 к Письму) и правомерного (приложение № 2 к Письму) ограничения предоставления информации в отчетности эмитентов, включая консолидированную финансовую отчетность.

В примерах необоснованного сокращения объемов раскрытия информации, в частности, рассмотрены примеры необоснованного ограничения раскрытия информации по операциям с ключевым управленческим персоналом, о составе группы и дочерних обществах компании, о сегментах деятельности компании и др. В качестве обоснованного сокращения раскрытия информации приведены примеры сокращенного раскрытия таких сведений, как информация об органах управления компании, о составе группы компаний и пр., при этом фактически приведенные в Письме ЦБ и МФ от 27.12.2024 примеры обоснованного сокращения раскрытия касаются только организаций оборонного комплекса и лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на новых территориях.

Обращаем внимание, что указанные выше разъяснения и мнение ЦБ РФ и Минфина России напрямую касаются только вопросов сокращения объема раскрытия информации в подготавливаемой в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг отчетности эмитентов и формируемой ими же консолидированной финансовой отчетности.

Эти разъяснения прямо не могут быть применены к вопросам ограничения объема раскрытия информации в консолидированной финансовой отчетности лиц, не являющихся в смысле законодательства РФ эмитентами (например, если речь идет о лицах, которые не являются эмитентами, но готовят консолидированную финансовую отчетность по иным основаниям, в том числе по причине наличия соответствующего требования в своих учредительных документах). И точно также эти разъяснения напрямую не относятся к вопросам сокращения объема раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (в части сведений, право на сокращение объема раскрытия по которым предусмотрено действующими ПБУ и ФСБУ).

При том, что мы допускаем возможность подхода со стороны регуляторов к оценке обоснованности и пределов сокращения раскрытия информации в бухгалтерской отчетности по РСБУ, аналогичного тому, что приведен в рассмотренном выше Письме ЦБ и МФ от 27.12.2024, на сегодня сведений о том, что это действительно так, у нас пока еще нет.

Напомним, что действующими стандартами учета при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями РСБУ предусмотрено, что в случаях, когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном соответствующим стандартом, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон, организация может раскрывать информацию в ограниченном объеме, не раскрывая те сведения, которые обусловливают указанные потери и (или) урон. Такое правило установлено для раскрытия информации:

- о связанных сторонах (пункт 16 ПБУ 11/2008);

- о доходах организации (пункт 22 ПБУ 9/99);

- предусмотренной ПБУ "Учет договоров строительного подряда" (пункт 30 ПБУ 2/2008);

- о сегментах (пункт 33 ПБУ 12/2010);

- в отчетности, начиная с 2025 года: о наименование основного хозяйственного товарищества или общества экономического субъекта в бухгалтерской отчетности организации (подпункт "д" пункта 45 ФСБУ 4/2023).

Официальных комментариев для оценки объективности и обоснованности принятия решений о сокращении объема раскрытия указанной выше информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности Минфином России пока еще подготовлено не было.

Исп.  Леонов А.

_____________________________________

[1] кредитные организации вправе не раскрывать информацию и лиц также по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1173.

[2] далее нами приведены установленные постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1173 случаи, кроме тех, которые относятся только к кредитным организациям.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено