Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем об опубликовании на сайте https://minfin.gov.ru#mce_temp_url# приложения к письму Минфина России от 18.12.2024 № 07-04-09/128024 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год".
Традиционно мы обращаем внимание на данный документ, особенно на его раздел, посвященный отдельным вопросам составления годовой бухгалтерской отчетности, в котором Минфин РФ обращает внимание на отдельные значимые, с его точки зрения, темы аудиторов, а значит, и всех тех, кто составляет ту отчетность, которая подлежит аудиту, и даже тех, чья отчетность не подлежит аудиту, так как правила формирования отчетности, рассматриваемые Минфином РФ, не зависят от наличия обязанности проведения аудита.
Обращаем Ваше внимание, что рассмотрению наиболее интересных вопросов, нашедших отражению в Рекомендациях МФ РФ по проведению аудита отчетности за 2024 год, будет одной из тем нашего традиционного семинара, который состоится 14.02.2024 и где мы будем рады Вас видеть (приглашение и программу семинара направим в Ваш адрес после окончания новогодних праздников). Причем, на этом семинаре данные Рекомендации мы будем рассматривать не столько с точки зрения подготовки отчетности за 2024 год, сколько с точки зрения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности уже в 2025 году.
В отдельных подразделах Рекомендации по проведению аудита за 2024 год почти полностью повторяют аналогичные Рекомендации, ранее подготовленные в отношении проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Например, подраздел "Влияние ситуации, сложившейся в 2024 г." в очередной говорит о том, что особенности геополитической ситуации, включая санкционное давление, стали результатом роста рисков, что должно быть учтено аудиторами при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников, т.д.
Также фактически "повторен" раздел, касающейся вопросов проведения аудита консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений и разделы об оценке признаков непрерывности деятельности аудируемого лица, о конфиденциальности информации, полученной в ходе аудита.
Среди иных подразделов, затрагивающих вопросы проведения аудита и которые не встречались в рекомендациях Минфина России по проведению аудита за предыдущие годы, мы выделили следующие:
- подраздел "Заявления и разъяснения аудируемого лица" (об обязанности аудируемого лица в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при оказании аудиторских услуг давать по устному или письменному запросу аудитору исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме);
- подраздел "Права и обязанности аудиторской организации (индивидуального аудитора) в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения" (об установленных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ на аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) обязанностях в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) при оказании аудиторских услуг, в том числе обязанности по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, установлению иной информации о клиенте, обновлению информации о названных лицах);
- подраздел "Оценка риска совершения клиентом операций (сделок) в целях ОД/ФТ" (в том числе об особом внимании при оказании аудиторских услуг операциям с денежными средствами, имеющими бюджетное происхождение, и сомнительным трансграничным операциям).
- подраздел "Составление и подписание электронных документов при оказании аудиторских услуг" (об отсутствии требований о конкретном виде электронной подписи, которую аудитор может использовать при подписании электронных документов, составляемых и получаемых аудиторской организацией при оказании аудиторских услуг, в связи с чем в электронных документах, составляемых при оказании аудиторских услуг, возможно использовать любой вид электронной подписи, предусмотренный Федеральным законом "Об электронной подписи", а в электронных документах, получаемых при оказании аудиторских услуг аудиторской организацией от другого участника электронного взаимодействия, вид электронной подписи должен определяться соглашением данной аудиторской организации с этим участником электронного взаимодействия).
Чуть более подробно остановимся на наиболее интересных вопросах, которые Минфин России включил в раздел "Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности" своих Рекомендаций по проведению аудита отчетности за 2024 год:
1. Применимые федеральные стандарты бухгалтерского учета.
В данном подразделе Минфин обратил внимание на то, что при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2024 г. необходимо иметь ввиду, что вступившие в силу с этого года для обязательного применения ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" в части требований к формированию в бухгалтерском учете информации о капитальных вложениях в нематериальные активы. При этом, к сожалению, никаких вопросов, связанных непосредственно с применением этих документов, Минфин никак не прокомментировал.
Отдельно в документе также указано, что ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность" применяется, только начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 г., и за 2024 год отчетность должна готовиться "по старым" правилам (никаких значимых комментариев относительно спорных вопросов, связанных с началом действия с 2025 года ФСБУ 4/2023, Минфин также не осветил).
2. Формирование учетной политики организации.
Минфин отметил, что, исходя из положений Федерального закона "О бухгалтерском учете" и ПБУ 1/2008, учетная политика организации состоит из избранных ею способов ведения бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета, имеющихся у данной организации. В связи с этим Минфин обратил внимание, что способы ведения бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета, отсутствующих у конкретной организации, не формируют учетную политику данной организации. Тем самым Минфин подчеркнул отсутствие необходимости приводить в учетной политике организации всё то, что в принципе установлено действующими стандартами и правилами для всех экономических субъектов, но не относится к данной конкретной организации.
3. Требования к бумажным носителям, содержащим первичные учетные документы.
Законодательством о бухгалтерском учете не установлены требования к бумажному носителю, на котором составляется первичный учетный документ. Минфин указал следующее: если первичный учетный документ составлен на бумажном носителе, содержащем также какой-либо иной документ (информацию), то:
а) оформление этого первичного учетного документа должно позволять идентифицировать его;
б) содержащийся на бумажном носителе иной документ (информация) не должен создавать препятствия для однозначного понимания обязательных и дополнительных (при наличии) реквизитов первичного учетного документа и принятия его к бухгалтерскому учету.
Примеров того, что именно (какой именно документ) имеется в виду, Минфином в тексте Рекомендаций не приведено.
4. Учет разрешений и лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и учет расходов по установлению соответствия продукции, товаров, работ, услуг требованиям стандартизации.
Минфин РФ подтвердил, что лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с ФСБУ 14/2022 для целей бухгалтерского учета могут являться объектом нематериальных активов НМА), приведя в пример лицензии на осуществление образовательной деятельности, деятельности в области оказания услуг связи, предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, медицинской фармацевтической деятельности, лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту табачной продукции.
В отличие от лицензий для таких объектов, как сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений, получаемые в соответствии с законодательством РФ по итогам мероприятий по установлению соответствия изготавливаемой продукции, товаров для продажи, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям стандартизации (на обязательной или добровольной основе), Минфин РФ прямого однозначного ответа не дал. Он указал, что в случае, когда расходы на проведение указанных мероприятий не связаны с созданием актива, соответствующего признакам нематериальных активов, установленным ФСБУ 14/2022, при признании таких расходов в бухгалтерском учете следует руководствоваться признаками и условиями признания, установленными ПБУ 10/99 "Расходы организации". В частности, следует исходить из того, что расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, являются расходами по обычным видам деятельности.
Мы можем сделать следующий вывод: получение документов по сертификации в отношении того, что напрямую формирует текущие расходы организации (например, сертификация продаваемой продукции) не должна относиться к объектам НМА, так как это связано с расходами на приобретение и продажу товаров. Сертификация какого-то направления деятельности организации в целом (например, получение сертификата ИСО) может рассматриваться как объект НМА, если удовлетворяет требованиям к нему.
5. Расчет отложенных налоговых активов и обязательств.
В связи с изменением с 01.01.2025 величины ставки налога на прибыль организаций Минфин напомнил, что согласно правилам ПБУ 18/02 в расчетах величины отложенных налоговых активов и обязательств при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2024 г. надлежит применять налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 25%.
Т.е. последствия пересчета отложенных налогов по новой налоговой ставки окажут влияние на финансовый результат в отчетности за 2024 год.
6. Учет туристического налога.
Минфин указал, что суммы туристического налога, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности. При осуществлении полного расчета с лицом, приобретающим услугу по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", организация признает обязательства по уплате туристического налога в бухгалтерском учете (дебет счетов учета затрат и кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом").
Начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 г.:
а) сумма обязательства по уплате туристического налога раскрывается в бухгалтерском балансе в составе обязательств;
б) сумма туристического налога, признанная расходом, раскрывается в отчете о финансовых результатах в составе расходов по обычным видам деятельности.
В случае существенности показатели объектов бухгалтерского учета, связанных с уплатой туристического налога, приводятся в бухгалтерской отчетности обособленно (например, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах).
Среди прочего мы обратили внимание, что вопрос учета туристического налога не имеет никакого отношения к отчетности за 2024 год, тем не менее Минфин посчитал необходимым осветить этот вопрос в своих Рекомендациях аудиторам при проведении аудита отчетности за 2024 год (более значимые, как нам кажется, вопросы начала применения ФСБУ 4/2023 при этом остались непрокомментированными).
7. Пояснения как неотъемлемая составляющая бухгалтерской отчетности.
Из данного подраздела мы увидели следующий важный вывод, сделанный Минфином России: "...пояснения являются неотъемлемой составляющей бухгалтерской отчетности любой организации, в том числе организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Совокупность бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах, об изменениях капитала, о движении денежных средств без пояснений не является бухгалтерской отчетностью в смысле Федерального закона "О бухгалтерском учете", не должна именоваться таким образом и не может рассматриваться в качестве таковой".
Таким образом, Минфин указал, что даже в рамках упрощенной бухгалтерской отчетности (независимо от того, подлежит она обязательному аудиту или нет) состав годовой бухгалтерской отчетности должен включать баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним в составе отчета о движении денежных средств, отчета об изменении капитала (отчета о целевом использовании средств для некоммерческой организации) и пояснений к ним.
В качестве того, что в любом случае должно быть приведено в пояснениях, Минфин России указал на информацию, необходимую пользователям бухгалтерской отчетности для принятия экономических решений, но не раскрытую в бухгалтерском балансе, отчетах о финансовых результатах, об изменениях капитала, о движении денежных средств, это в частности:
а) сведения, предусмотренные пунктом 31 ПБУ 4/99 (кроме случаев наличия этих сведений непосредственно в формах отчетности): юридический адрес организации; основные виды деятельности; среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату; состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации;
б) сведения об учетной политике организации в соответствии ПБУ 1/2008 (Минфин в Рекомендациях по проведению аудита за 2024 год в принципе много внимания уделяет важности раскрытия в отчетности основных положений об учетной политике организации);
в) информация, дополняющая и (или) поясняющая показатели бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах, об изменениях капитала, о движении денежных средств, подлежащая раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета (в частности, информация о наличии и движении отдельных видов активов и обязательств);
г) информация, не раскрываемая в бухгалтерском балансе, отчетах о финансовых результатах, об изменениях капитала, о движении денежных средств, но подлежащая раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета (в частности, информация о событиях после отчетной даты, связанных сторонах, условных обязательствах и условных активах, средствах индивидуализации, созданных собственными силами организации).
8. Состав и содержание информации, раскрываемой в пояснениях в бухгалтерской отчетности.
Минфин России перечислил состав подлежащей раскрытию информации в пояснениях к отчетности (вместе с указанием на тот стандарт, которым такая обязанность обусловлена):
- об учетной политике организации - ПБУ 1/2008
- об основных средствах организации - ФСБУ 6/2020;
- о нематериальных активах - ФСБУ 14/2022;
- о капитальных вложениях в основные средства и нематериальные активы - ФСБУ 26/2020;
- о запасах - ФСБУ 5/2019;
- о событиях после отчетной даты - ПБУ 7/98 "События после отчетной даты";
- о связанных сторонах, в том числе об основном хозяйственном товариществе или обществе, - ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах".
При этом:
а) организация обязана раскрыть в бухгалтерской отчетности всю информацию, состав которой установлен этими стандартами. Случаи (условия), когда (при которых) организация вправе не раскрывать какую-то информацию, предусмотренную федеральными стандартами, определены отдельно;
б) содержание информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, должно соответствовать требованиям федеральных стандартов;
в) информация, раскрываемая в бухгалтерской отчетности, должна быть сформирована организацией в порядке, установленном федеральными стандартами.
При этом, составляя бухгалтерскую отчетность, в отношении подлежащей раскрытию в ней информации, организация:
а) из всего состава информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с федеральными стандартами, определяет ту информацию, которая обеспечивает формирование достоверного представления о финансовом положении этой организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (надлежащая информация);
б) из состава надлежащей информации определяет ту информацию, в отношении которой имеют место случаи (условия), когда (при которых) она может не раскрываться в отчетности, в том числе несущественную информацию;
в) определяет, какая надлежащая информация подлежит раскрытию непосредственно в отчетах (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств), а какая - в пояснениях;
г) формирует числовые показатели и текстовые описания публичной надлежащей информации (надлежащая информация, которая будет включаться в отчетность).
Приведенное выше, т.е. какая именно информация подлежит раскрытию в пояснениях к отчетности (вся прямо предусмотренная стандартами или только существенная её часть), также становится особенно актуальным с 2025 года с вступлением в силу ФСБУ 4/2023, допускающего не раскрывать в пояснениях несущественную информацию, даже если её раскрытие независимо от уровня существенности предусмотрено в каком-то ФСБУ, ПБУ.
Отдельно Минфин указал, что при выборе варианта подготовки пояснений на основе применения утверждённых приказом Минфина № 66н образцов форм таких пояснений принятие организацией решения о том, подлежит ли какая-либо информация раскрытию в бухгалтерской отчетности или нет, не предполагается (заполняются все предусмотренные в образцах строки). Но при этом Минфин РФ также указал, что раскрытие информации, например, об учетной политике в бухгалтерской отчетности организации в данном случае не зависит от того, предусмотрена ли соответствующая таблица в образце. Т.е. фактически образцы форм пояснений становятся обязательными для заполнения полностью в том виде, в котором они утверждены Минфином, но при этом они не могут считаться единственно необходимыми для включения в пояснения, если стандарт требует какого-то раскрытия, для которого в утвержденном Минфином образце форме таблиц с пояснениями нет соответствующей строки или иного показателя.
9. Оформление пояснений в бухгалтерской отчетности
Основной смысл данного подраздела сводится к тому, что разный вид требуемых для раскрытия пояснений требует применения различной формы их представления. Какие-то пояснения могут раскрываться в табличной форме (в том числе с применением утвержденных Минфином образцов), а какие-то в принципе могут быть приведены только в виде текста (в качестве примера таких сведений приведены сведения об учетной политике организации, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности, в частности, согласно ПБУ 4/99 и ПБУ 1/2008, а также пояснения, предусмотренные пунктом 31 ПБУ 4/99 (см. выше перечень таких сведений)).
В большинстве случаев бухгалтерская отчетность организации должна содержать пояснения как в табличной, так и текстовой формах одновременно.
Соответственно, сделав выбор варианта представления пояснений на основе таблиц, образцы которых утверждены Минфином в Приказе № 66н, организация не может отказаться от необходимости, в том числе, приводить часть пояснений в составе своей бухгалтерской отчетности в текстовой форме.
10. Раскрытие информации о сальдо единого налогового счета (ЕНС).
Минфин указал, что в бухгалтерском балансе сальдо ЕНС как остаток по счету учета расчетов с бюджетом отражается в согласованных суммах в составе дебиторской и (или) кредиторской задолженности.
При отражении денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, в отчете о движении денежных средств, необходимо руководствоваться положением ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств", согласно которому в случае, когда платежи от одной операции относятся к разным видам денежных потоков и выплачиваются одной суммой, организация делит единую сумму на соответствующие части с последующей раздельной классификацией денежных потоков и раздельным отражением в отчете о движении денежных средств.
Т.е. для целей заполнения ОДДС Минфином предлагается необходимость разделения сумм перечисляемого на ЕНС единого налогового платежа в соответствии с их принадлежностью (по видам налоговых обязательств, в счет которых они уплачиваются).
Также Минфин включил в Рекомендации по проведению аудита отчетности за 2024 год отдельные подразделы, касающиеся учета и отчетности у некоммерческих организаций (там освещены вопросы учета некоммерческими организациями объектов аренды, а также вопросы учета запасов, предназначенных для управленческих нужд у некоммерческих организаций), о раскрытии информации об углеродных единицах и единицах выполнения квоты (Минфин предложил вариант учета таких новых для нашей практики объектов учета на забалансовых счетах), а также традиционный подраздел по консолидированной финансовой отчетности (в нём Минфин лишь обратил внимание на те новые документы МСФО, которые должны применяться при подготовке такой отчетности за 2024 год). По Вашему запросу содержание этих подразделов Рекомендаций может быть рассмотрено более подробно. Полный текст самих Рекомендаций приведен в приложении#mce_temp_url#.
Помимо указанного выше традиционно Рекомендации Минфина включают отдельный раздел с вопросами составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, а также приложение "Вопросы осуществления аудиторских процедур при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций" (в прошлом году это приложение, в том числе, включало вопросы проведения аудита лизинговых компаний - эмитентов, но в этом году такие субъекты предпринимательской деятельности в нём не упоминаются, указаны лишь вопросы для аудита кредитных и некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, субъектов страхового дела).
Исп. Леонов А.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий