Новые постановления Правительства РФ в рамках особых полномочий по ст.4 НК РФ (штрафы по НДС для лиц на УСН и налоговая отсрочка для налогоплательщиков из Краснодарского края)

Информируем Вас о новых постановлениях, принятых в рамках реализации предоставленных Правительству РФ статьей 4 первой части НК РФ особых полномочий в сфере регулирования налоговых правоотношений, а именно:

- об освобождении от налоговой ответственности в 2025 году лиц на УСН, признанных плательщиками НДС, обязанными представлять налоговые декларации по данному налогу (Постановление Правительства РФ от 23.04.2025 № 530 "Об особенностях неприменения ответственности к отдельным налогоплательщикам в 2025 году", официально опубликовано на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru#mce_temp_url# 25.04.2025, далее также - Постановление № 530);

- о предоставлении в 2025 году отсрочки по уплате налогов, страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наиболее пострадавшие от разлива мазута в акватории Чёрного моря виды деятельности на отдельных территориях Краснодарского края (Постановление Правительства РФ от 09.04.2025 № 466 "Об изменении сроков уплаты отдельных платежей лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Краснодарского края, пострадавшим от последствий чрезвычайного происшествия, вызванного крушением танкеров в Керченском проливе 15 декабря 2024 г.", официально опубликовано на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru #mce_temp_url#18.04.2025, далее также - Постановление № 466).

Оба документа более подробно рассмотрены далее.

1. Постановление № 530:

- кого касается:

* лиц на УСН, которые впервые стали исполнять обязанности плательщиков НДС в 2025 году;

- в чём суть постановления:

* неприменение штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ за нарушение срока представления декларации по НДС по итогам налогового периода, дата начала которого приходится в период с 01.01.2025 по 31.12.2025 (т.е. речь идёт о штрафе за нарушение срока представления декларации по НДС по итогам какого-то квартала 2025 года);

- особенности, которые мы увидели в тексте постановления:

* в силу прямого указания в тексте Постановления № 530 освобождение установлено лишь для одного вида правонарушения - нарушение срока представления декларации по НДС (срок истекает 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом). Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5% не уплаченной (не перечисленной) в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате на основании представленной с нарушением срока декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1'000 рублей. Постановлением не предусмотрено освобождение от иных видов налоговой ответственности для лиц на УСН в связи с тем, что они становятся плательщиками НДС и могут допускать нарушения по этому "новому" для себя налогу. В том числе, нет освобождения от ответственности по статье 122 НК РФ (штраф 20% за несвоевременную уплату налога);

* формулировка позволяет сделать вывод, что речь идет об освобождении от штрафа за нарушение, допущенное только по итогам самого первого налогового периода по НДС в течение 2025 года, в котором лицо на УСН стало исполнять обязанности плательщика НДС. Теоретически лицо на УСН может начать исполнять обязанности плательщика НДС не с начала календарного года, а с 1-го числа какого-то квартала года (например, в случае потери в течение 1-го квартала права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС из-за превышения выручки размера 60 млн. руб. (но в пределах величины, дающей право на продолжение применения УСН), лицо должно перейти на уплату НДС по ставкам 5%, 7% или по "общим" налоговым ставкам с 1-го числа следующего квартала (т.е. таким кварталом может быть, например, 2-й квартал 2025 года). Но в любом случае Постановление № 530, по нашему мнению, позволяет не применить штраф за нарушение срока представления декларации по НДС лишь в 2025 году и только по итогам первого налогового периода, в котором для лица на УСН возникает обязанность по представлению декларации по НДС. В случае такого же нарушения в отношении срока представления декларации за следующий квартал (даже если это будет квартал в течение 2025 года), освобождение от штрафа уже не сможет быть применено.

Постановление № 530 вступило в силу с 25.04.2025 и распространило свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2025.

2. Постановление № 466.

- кого касается:

юридических лиц (кроме ГУ и МУ) и ИП, одновременно отвечающих следующим условиям:

* место нахождения (место жительства) - территория муниципальных образований муниципальный округ город-курорт Анапа и Темрюкский муниципальный район Краснодарского края, на которой введен режим чрезвычайной ситуации;

* код основного вида деятельности в соответствии со сведениями ЕРЮЛ или ЕГРИП на 01.03.2025 соответствует одному из следующих кодов:

01.49.9 "Разведение прочих животных, не включенных в другие группировки";

55.1 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" (включает группу указанного подкласса);

55.2 "Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания" (включает группу указанного подкласса);

55.3 "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах" (включает группу указанного подкласса);

55.9 "Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания" (включает группу указанного подкласса);

79.1 "Деятельность туристических агентств и туроператоров" (включает группы указанного подкласса);

79.9 "Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность" (включает группы, подгруппы, виды указанного подкласса);

85.41.91 "Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления";

86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций";

90.01 "Деятельность в области исполнительских искусств";

91.02 "Деятельность музеев";

91.04 "Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков" (включает подгруппы указанной группы);

93.29.1 "Деятельность парков отдыха и пляжей";

93.29.9 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки".

* для отдельных из указанных выше видов деятельности Постановление № 466 предусматривает необходимость исключительности их осуществления (например, это касается всех видов деятельности, связанных с предоставлением услуг проживания) или имеется конкретизация (например, деятельность с кодом 90.01 должна относиться исключительно к дельфинариям, а с кодом 01.49.9 - исключительно к выращиванию и разведению страусов).

- в чём суть:

Указанным выше лицам предоставлено продление по 25.12.2025 (включительно) сроков уплаты подлежащих уплате за период с 01.02.2025 по 01.10.2025 налога на имущество организаций, земельного налога, включая авансовые платежи по этим налогам, страховых взносов, установленных НК РФ и Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При указанных формулировках фактически под продление срока уплаты попали платежи перечисленных выше видов налогов и взносов не только за отчетные периоды 2025 года, но также годовые платежи по ним по итогам 2024 года (хотя по идее к моменту опубликования Постановления № 466 они в любом случае уже должны были бы быть уплачены). Как видно, в перечне видов налогов и взносов, для которых предусматривается продление срока уплаты, нет ни НДС, ни налога на прибыль, ни транспортного налога (возможно, это действительно не самые "актуальные" виды налогов для указанных выше видов деятельности), и также не упоминаются ни туристический налог, ни налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, АУСН, ЕСХН и пр.).

- как должно быть реализовано право на продление срока уплаты налогов и сборов:

Постановление № 466 не содержит конкретной процедуры для реализации предусмотренного им продления срока. Но из его положений можно предположить следующую последовательность:

* перечень лиц, соответствующих критериям, указанным выше формируется администрацией Краснодарского края и направляется в Управление ФНС по Краснодарскому краю и территориальный орган СФР;

* основанием для "включения" в указанный перечень, как можно понять из текста Постановления № 466, является заявление налогоплательщика о своем праве на получение предусмотренных Постановлением № 466 мер поддержки. При этом никаких правил и процедуры, как именно это заявление должно быть осуществлено или направлено, не установлено (не сказано даже, что это должно быть оформлено именно в виде документа - "заявления"). Указано лишь то, что для предоставления отсрочки по налогам и взносам сформированные администрацией перечни должны быть направлены в налоговый орган и СФР в 2025 году, а также дана рекомендация администрации Краснодарского края утвердить порядок формирования этого перечня и согласовать порядок его направления;

* для того, чтобы отсрочка по налогам, авансовым платежам по налогам и по страховым взносам конкретному лицу считалась предоставленной, на основании указанных выше сведений должно быть принято соответствующее решение Управлением ФНС по Краснодарскому краю и территориальным органом СФР (принимается ли такое решение автоматически на основании полученных сведений, или проводится какая-то проверка, и могут ли быть основания для отказа в предоставлении отсрочки, не определено);

* из опубликованного на сайте https://www.nalog.gov.ru#mce_temp_url# Письма ФНС России от 24.04.2025 № БС-4-21/4212@ "О мерах по исполнению пункта 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2025 № 466 (в части, касающейся налогообложения имущества)" можно увидеть примерный срок, в течение которого вероятно налоговый орган должен обеспечить принятие указанного выше решения и внести об этом сведения в свои системы (как мы предполагаем, включая отражение переноса срока уплаты налогов, взносов на ЕНС налогоплательщика) - в течение 6 рабочих дней со дня получения перечня из администрации Краснодарского края. Также из письма можно сделать вывод, что о принятом решении о предоставлении отсрочки налоговый орган должен проинформировать налогоплательщика (но никаких конкретных сроков и порядка такого информирования не приведено).

В целом Постановление № 466 вступило в силу со дня своего официального опубликования (18.04.2025) и может быть более подробно рассмотрено по Вашему дополнительному запросу.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено