О размещении в ГИРБО аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности (федеральный закон от 26.12.2024 № 481-ФЗ)

Информируем о Федеральном законе от 26.12.2024 № 481-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (официально опубликован на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru#mce_temp_url# 26.12.2024, далее также - Закон № 481-ФЗ).

Закон № 481-ФЗ вносит изменения:

1) в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", возлагая на аудиторские организации обязанность направления в налоговый орган для размещения в ГИРБО выданного ими аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности (иного документа по проверке промежуточной консолидированной финансовой отчетности);

2) в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", уточняя в нём нормы о ГИРБО, в том числе в связи с указанными выше новыми обязанностями аудиторов;

3) в Федеральные законы от 03.04.2020 № 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ЦБ РФ (Банке России)" и отдельные законодательные акты РФ в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и от 07.10.2022 № 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в ВС РФ, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", продлевая по 31.12.2025 действие установленных этими законами норм о праве определенных групп заемщиков обратиться в кредитную организацию с заявлением о приостановлении исполнения обязательств по кредитному договору (ранее предполагалось, что указанные нормы прекратят своё действие с 01.01.2025)

Далее более подробно рассмотрим предусмотренные Законом № 481-ФЗ изменения, затрагивающие законы об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете.

1. Введение обязанности аудиторских организаций направить выданное по консолидированной финансовой отчетности аудиторское заключение для размещения в ГИРБО.

Закон об аудиторской деятельности дополнен следующими положениями: аудиторская организация, составившая аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ о проверке, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица, обязана представить в налоговый орган по месту нахождения аудиторской организации указанные аудиторское заключение либо документ о проверке в целях формирования ГИБРО в случае, если консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту либо указанной проверке.

Напомним, что Закон о консолидированной финансовой отчетности определяет обязательным проведение аудита годовой и полугодовой консолидированной финансовой отчетности во всех случаях, когда её составление является обязательным. При этом закон определяет перечень лиц, для которых составление консолидированной финансовой отчетности является обязательным: это кредитные, страховые, клиринговые организации, НПФ, управляющие компании ПИФ и НПФ, ФГУП и АО (по перечню Правительства РФ), а также организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Однако помимо этого закон также указывает на составление и представление по правилам, предусмотренным этим законом, консолидированной финансовой отчетности в случае:

- когда требование об этом установлено каким-то федеральным законом (примерами таких законов на сегодня можно назвать законы о государственной корпорации "Росатом" и государственной компании "Российские автомобильные дороги" или требования к организаторам торговли по закону об организованных торгах);

- когда требование об этом установлены учредительными документами организации. По нашему мнению, в этом случае составление и представление консолидированной финансовой отчетности также становится обязательным, и на составляемую в связи с этим отчетность распространяются требования об обязательном проведении аудита, и новые требования о направлении аудиторской организацией выдаваемого ею заключения по указанной отчетности в налоговый орган для его размещения в ГИРБО.

От указанной выше новой обязанности освобождается аудиторская организация, составившая аудиторское заключение либо документ о проверке в отношении консолидированной финансовой отчетности, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, которые невозможно изъять для раскрытия отчетности без указанных сведений.

2. Срок и порядок исполнения обязанности по направлению аудиторской организацией аудиторского заключения или документа о проверке в налоговый орган.

Общий срок направления в налоговый орган: в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения либо документа о проверке.

Специальный срок установлен для случая, если аудируемое лицо обязано раскрывать свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг": в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения либо документа о проверке, но не ранее даты исполнения указанной обязанности по раскрытию.

Порядок исполнения новой обязанности аудиторских организаций должна утвердить ФНС России. При этом отдельно указано следующее:

- предварительное согласие аудируемого лица либо лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, на направление заключения (документа о проверке) в налоговый орган не требуется;

- указанное направление не является нарушением аудиторской тайны;

- аудиторская организация обязана проинформировать аудируемое лицо о представлении аудиторского заключения либо документа о проверке в целях формирования ГИБРО в срок не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за датой его представления в налоговый орган (примечание: Закон в этой части говорит только об обязанности информирования аудируемого лица, и не упоминает иных лиц, с которыми мог бы быть заключен договор на проведение аудита);

- аудиторское заключение либо документ о проверке представляется в налоговый орган вместе с уведомлением о представлении аудиторского заключения либо документа о проверке. Аудиторская организация указывает в уведомлении сведения, позволяющие идентифицировать аудиторскую организацию и аудируемое лицо, а также значения отдельных показателей консолидированной финансовой отчетности, в отношении которой выданы аудиторское заключение либо документ о проверке, позволяющих идентифицировать эту отчетность (контрольные показатели). Состав всех названых сведений определит ФНС России.

3. Расширение обязанностей аудируемого лица.

Закон № 481-ФЗ вводит новую обязанность аудируемых лиц: информировать аудиторскую организацию, которая проводит аудит консолидированной финансовой отчетности и (или) проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности, до подписания аудиторской организацией аудиторского заключения либо документа о проверке о том, что эта консолидированная финансовая отчетность не подлежит раскрытию или содержит сведения, не подлежащие раскрытию, в соответствии с законодательством РФ.

4. В Законе о бухучете уточнены положения о ГИБРО и о доступе к новому виду информации, размещаемой там.

С учетом вносимых Законом № 481-ФЗ изменений:

- прямо установлено, что ГИБРО включает в себя не только бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения по ней (в случае, если проведение аудита такой отчетности является обязательным), но также и аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности, документы по проверке промежуточной консолидированной финансовой отчетности в случаях, если консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту либо указанной проверке (на наш взгляд, как указано выше, фактически - во всех случаях, когда составление такой отчетности является обязательным, включая случаи, когда такая обязательность вытекает из требований учредительных документов организации). Непосредственно сама консолидированная финансовая отчетность при этом в качестве составляющей массива данных ГИБРО не упоминается (но как часть аудиторского заключения по ней, получается, что она там будет присутствовать);

- в части доступа к новому составу информации на ГИРБО определено следующее: порядок осуществления доступа к аудиторским заключениям по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности либо документам по проверкам промежуточной консолидированной финансовой отчетности, в том числе ограничение или возобновление такого доступа, будет должно определить Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ, а реализовывать этот порядок (т.е. обеспечивать сам доступ заинтересованным лицам в установленном Правительством РФ порядке) будет ФНС России.

5. Технические корректировки положений Закона о бухучете в части исполнения обязанности по представлению обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения по ней.

Помимо приведенного выше, Закон № 481-ФЗ вносит ряд, на наш взгляд, технических правок, касающихся обязанностей по представлению обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности:

- прямо зафиксирована обязанность организации представить для размещения в ГИРБО аудиторское заключение по своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, если проведение аудита такой отчетности является обязательным. По какой-то причине напрямую указанная обязанность до сих пор в Законе о бухучете не была сформулирована (хотя она и вытекала из правил ведения ГИРБО и состава сведений, направляемых в налоговый орган для размещения там). Закон № 481-ФЗ дополнил перечень обязанностей, связанных с ГИРБО, указанием на обязанность аудиторской организации направить в ГИРБО аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности (документ по проверке промежуточной консолидированной финансовой отчетности) и одновременно уточнил указанный момент в части обязанностей организации по представлению в ГИРБО аудиторского заключения по бухгалтерской финансовой отчетности;

- прямо указано, что для тех лиц, кого Закон о бухучете освобождает от обязанности представления в ГИРБО обязательного экземпляра своей бухгалтерской финансовой отчетности (это организации бюджетной сферы, ЦБ РФ, религиозные организации, организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ, и организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне), отсутствует также обязанность представления в ГИРБО аудиторского заключения по такой отчетности.

Все указанные выше изменения, вносимые Законом № 481-ФЗ в Закон об аудиторской деятельности и Закон о бухгалтерском учете, вступают в силу с 01.09.2025.

При этом отдельно установлено, что новые требования к аудиторским организациям и аудируемым лицам, установленные этими изменениями, применяются в отношении аудиторских заключений о годовой консолидированной финансовой отчетности начиная с годовой консолидированной финансовой отчетности за 2025 год, а в отношении аудиторских заключений либо документов о проверке промежуточной консолидированной финансовой отчетности начиная с промежуточной консолидированной финансовой отчетности за 2026 год.

Таким образом, новые требования не будут распространяться на результаты проверки консолидированной финансовой отчетности за первое полугодие 2025 года, а ГИРБО с учетом новых сведений начнет пополняться только начиная с аудиторских заключений о годовой консолидированной финансовой отчетности за 2025 год.

Также в заключение отдельно отметим, что рассмотренными выше изменениями вопросы составления "обычной" бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетности, формируемой в соответствии с РСБУ) никак не корректируются. Именно этими изменениями никак не затрагивается вопрос необходимости представления в ГИРБО промежуточной бухгалтерской отчетности (по этому вопросу в настоящее время проходит обсуждение отдельный законопроект). Точно также хотели бы напомнить, что в законодательстве РФ на сегодня нет требований о проведении обязательного аудита промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по РСБУ, - обязательный аудит предусмотрен исключительно в отношении годовой отчетности (в отличие от положений упомянутого выше Закона о консолидированной финансовой отчетности, предусматривающего в том числе необходимость проведения аудита такой отчетности по итогам первого полугодия года). Соответственно, на сегодня представлять в налоговые органы для размещения в ГИРБО предполагается необходимым только аудиторские заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по РСБУ (в случае, когда проведение аудита такой отчетности является обязательным). И исполнение этой обязанности возложено непосредственно на саму организацию (в отличие от новых правил, указанных выше, согласно которым исполнять обязанность по направлению для размещения в ГИРБО аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности будет аудиторская организация).

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено