Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем об изменениях налогового законодательства на территории Санкт-Петербурга, которые обусловлены принятием новых законов, рассмотренных далее в настоящем сообщении:
1) Закон Санкт-Петербурга от 27.11.2024 № 742-160 "О введении на территории Санкт-Петербурга специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и о внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга налогах и сборах" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru#mce_temp_url# 30.11.2024, далее также - Закон СПб № 742-160).
Закон СПб № 742-160:
- вводит с 01.01.2025 на территории Санкт-Петербурга специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (АУСН);
- изменяет с 01.01.2025 размеры ставок налога, исчисляемого при применении "обычной" УСН на территории Санкт-Петербурга;
- корректирует правила применения налоговых ставок по имущественным налогам в отношении дорогостоящей недвижимости;
- корректирует льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для участников региональных инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге;
- отменяет ограничение срока действия правил о применении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в Санкт-Петербурге и вводит ограничение по сроку, в течение которого неиспользованная часть такого вычета может переноситься налогоплательщиком на будущее;
- вводит налоговые льготы для малых технологических компаний;
- изменяет формулировки льготы по транспортному и земельным налогам в Санкт-Петербурге для многодетных семей (с распространением действия данных изменений на налоговый период "2024 год");
- продлевает до 01.01.2027 действие ставки 0% для осуществляющих отдельные виды деятельности ИП на патентной системе налогообложения;
- предусматривает иные изменения, вносимые в Закон Санкт-Петербурга № 81-11 "О налоговых льготах", в том числе технического характера, не рассматриваемые нами подробно (например, исключение из текста этого закона льгот, возможность применения которых в силу установленных для них временных ограничений на сегодня истекла), а также увеличение с 2025 года ставки налога на игорный бизнес в Санкт-Петербурге (ставка налога за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы увеличена с 3 до 10 млн. рублей - новый максимально возможный размер соответствующей ставки, предусмотренный НК РФ).
2) Закон Санкт-Петербурга от 27.11.2024 № 738-158 "О туристическом налоге в Санкт-Петербурге" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru#mce_temp_url# 30.11.2024, далее также - Закон СПб № 738-158).
Закон СПб № 738-158:
- вводит на территории Санкт-Петербурга туристический налог;
- устанавливает ставки туристического налога на период 2025 - 2027 гг.;
- предусматривает дополнительные к федеральным "льготы" (перечень лиц, при оказании услуг по размещению которым туристический налог не уплачивается);
3) Закон Санкт-Петербурга от 27.11.2024 № 734-157 "Об установлении на территории Санкт-Петербурга понижающего коэффициента в целях налогообложения доходов физических лиц от продажи объектов недвижимого имущества" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 30.11.2024, далее также - Закон СПб № 734-157).
Закон СПб № 734-157:
- устанавливает размер коэффициента к кадастровой стоимости объектов недвижимости, учитываемого для целей НДФЛ при определении доходов от продажи такой недвижимости;
4) Закон Санкт-Петербурга от 27.11.2024 № 740-159 "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Санкт-Петербурга, на 2025 год" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 30.11.2024, далее также - Закон СПб № 740-159)
Закон СПб № 740-159 устанавливает применяемый для целей НДФЛ коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Санкт-Петербурга, на 2025 год в размере 1,927525. Об этом коэффициенте подробнее мы уже информировали Вас в направленном ранее в Ваш адрес сообщении об установлении коэффициентов-дефляторов на 2025 год (на момент отправки этого сообщения Закон СПб № 740-159 не был еще подписан и официально опубликован, поэтому в тексте нашего сообщения он был упомянут как "проект закона".
Наиболее существенные положения остальных указанных выше законов подробнее рассмотрены нами ниже.
1. Введение в Санкт-Петербурге АУСН.
Возможность введения в Санкт-Петербурге АУСН появилась в связи с положениями Федерального закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ, распространившими действие этого налогового режима (помимо тех регионов, где он до этого уже был введен в силу прямого указания в законе) на всю территорию РФ. Для возможности введения АУСН с 01.01.2025 на своей территории соответствующий закон субъекта РФ должен был быть принят и опубликован не позднее 01.12.2024 (что и было сделано в отношении рассматриваемого Закона СПб № 742-160).
При введении на своей территории АУСН субъекты РФ ничего более, кроме самого решения о таком введении, не устанавливают.
Все правила применения данного налогового режима определяются Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ. Более подробная информация об этом налоговом режиме уже ранее направлялась в Ваш адрес и может быть дополнительно направлена по Вашему запросу. В данном сообщении мы лишь напомним о том, что:
- для возможности перехода на АУСН с 2025 года налогоплательщики, соответствующие критериям, установленным в законе, должны уведомить об этом налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика не позднее 31.12.2024 (с учетом того, что эта дата выпадает на выходной день, срок переносится на первый рабочий день 2025 года);
- АУСН - это специальный налоговый режим, применяемый в РФ на основе отдельного федерального закона в качестве эксперимента, срок действия на сегодня ограничен датой 31.12.2027.
Отдельно также проинформируем о Постановлении Правительства РФ от 14.11.2024 № 1547 "Об индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", согласно которому величина страхового взноса на обязательное страхование от НСиПЗ для лиц на АУСН (определена законом в фиксированном размере 2'040 руб. в год независимо от числа работников и подлежит ежегодной индексации) с 01.01.2025 будет составлять 2'750 руб. в год (индексация проведена на величину 1,13 раза к размеру взносов на 2024 год, который был определен с учетом прошлогодней индексации (2'434 руб.)). Данный взнос лицом на АУСН должен уплачиваться ежемесячно по 1/12 не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Обязанность представления сведений (расчета) по начисленным взносам отсутствует. Также напомним, что для лиц, применяющих АУСН, в отношении "обычных" страховых взносов (т.е. взносов по главе 34 НК РФ) предусмотрен тариф 0%.
Об этом и других коэффициентах-дефляторах для целей налогообложения, установленных на 2025 год нами подготовлено для Вас отдельное информационное сообщение.
2. Изменения правил применения ставок налога по "обычной" УСН в Санкт-Петербурге.
Закон СПб № 742-160 вносит изменения в Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36 "Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН" (далее также - Закон Санкт-Петербурга об УСН), которые вступают в силу с 01.01.2025.
А. "Общий" размер налоговых ставок.
С 01.01.2025 размеры налоговых ставок по УСН в Санкт-Петербурге в "общем случае" (т.е. без учета случаев, когда для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены иные размеры ставок) определяются размерами ставок, установленными в главе 26.2 НК РФ, т.е.:
* 6% при объекте налогообложения "доходы" (в этой части изменений фактически нет);
* 15% при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (до 01.01.2025 для всех лиц на УСН с данным объектом налогообложения действовал размер ставки 7%).
Б. Определение группы лиц на УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", которые с 2025 года имеют право на ставку 7%.
С 2025 года ставка 7% становится возможной к применению только теми налогоплательщиками, которые соответствуют следующим условиям:
1) основной вид деятельности лица по данным ЕГРЮЛ или ЕГРИП относится к следующим разделам ОК 029-2014 (ОКВЭД 2):
- А "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство";
- В "Добыча полезных ископаемых" (за исключением "Добычи угля", "Добычи нефти и природного газа", "Добычи металлических руд");
- С "Обрабатывающие производства" (за исключением "Производства напитков" (кроме производства солода, безалкогольных напитков, упакованных питьевых вод, включая минеральные воды), "Производства табачных изделий", "Производства кокса и нефтепродуктов");
- D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха";
- E "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";
- F "Строительство";
- G "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов";
- H "Транспортировка и хранение";
- I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания";
- J "Деятельность в области информации и связи";
- K "Деятельность финансовая и страховая";
- L "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом";
- M "Деятельность профессиональная, научная и техническая";
- N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги";
- O "Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение";
- P "Образование";
- Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг";
- R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений";
- S "Предоставление прочих видов услуг";
- T "Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления".
Фактически в указанном выше перечне приведены все разделы ОКВЭД кроме последнего - раздела U "Деятельность экстерриториальных организаций и органов" (это, например, консульские учреждения, международные организации и т.п., для которых применение УСН в любом случае, на наш взгляд, не актуально). Таким образом, в первую очередь установление указанного перечня повлияет на виды деятельности, попавшие в указанные в нём исключения (добыча угля, нефти, газа, металлических руд и ряд обрабатывающих производств).
Но также важно то, что вид деятельности - это не единственное условие для применения ставки 7% с 01.01.2025, другие условия приведены далее;
2) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов по состоянию на последний день налогового периода.
Для нас не очень ясно применение этого критерия к размеру налоговой ставки, тем более в условиях ЕНС и того, что на сегодня "налоговая задолженность" (о которой, видимо, идёт речь) - это отрицательное сальдо ЕНС. Зависимость размера налоговой ставки от сальдо ЕНС на какой-то один конкретный день - в данном случае на 31 декабря соответствующего года, для нас представляется необоснованной;
3) среднемесячный доход работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга (наемных работников ИП), определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, в налоговом периоде равен или больше размера МРОТ в Санкт-Петербурге на соответствующий год.
В случае, если по итогам года налогоплательщик не будет выполнять хотя бы одно из указанных выше условий, Закон требует пересчета ранее исчисленного с начала года налога по УСН без возможности применения ставки 7%.
В. Изменения правил применения ставки 0% для ИП, зарегистрированных после 01.01.2016.
Статья 1-1 Закона Санкт-Петербурга об УСН предусматривает ставку 0% для зарегистрированных после 01.01.2016 ИП с численностью работников не более 15 человек и осуществляющих перечисленные в указанной статье виды деятельности (производство, образование, IT, культура, спорт и медицина), которая должна была прекратить действие с 01.01.2025.
Закон СПб № 742-160 продлевает действие этой ставки еще на 2 года - до 01.01.2027.
Помимо этого, для этой же ставки уточнено, что нарушения критерия численности работников влечет не просто "потерю права на применение ставки 0%" (как было указано до сих пор), а необходимость пересчета налога по УСН по "общим" ставкам (в зависимости от выбранного объекта налогообложения) с начала того года, в котором такое нарушение произошло.
Г. Продление срока действия пониженной ставки для ИТ-компаний и ИП.
Статья 1-4 Закона Санкт-Петербурга об УСН предусматривает ставку 1% (для объекта налогообложения "доходы") и 5% (для объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") для имеющих соответствующую аккредитацию организаций и ИП, осуществляющих ИТ-деятельность, доходы от которой составляют не менее 70% всех доходов налогоплательщика. Срок действия этих специальных налоговых ставок был ограничен датой 01.01.2025, но Закон № 742-160 перенес её на 01.01.2031.
Д. Введение пониженной ставки налога для малых технологических компаний.
Закон СПб № 742-160 вводит в Закон Санкт-Петербурга об УСН новую статью 1-8, предусматривающую ставку 1% (для объекта налогообложения "доходы") и 5% (для объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов) для применяющих УСН организаций, включенных в реестр малых технологических компаний, с даты создания которых прошло не более 5 лет (включительно).
Напомним, что ранее принятыми изменениями в НК РФ были введены правила о преференциальном налогообложении малых технологических компаний (налоговый учет расходов на НИОКР в особом порядке и право субъектов РФ понижать ставку налога на прибыль - о реализации Законом СПб № 742-160 этого права см. далее).
Закон СПб № 742-160 для таких налогоплательщиков предусмотрел еще один вид преференции - пониженную ставку налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Условиями применения пониженной ставки (кроме уже указанных выше условий о включении налогоплательщика в реестр малых технологических компаний и срока создания - не более 5 лет с момента начала применения пониженной ставки) являются следующие:
- не менее 70% доходов по итогам года должно быть доходами от осуществления деятельности, классифицируемой по ОКВЭД в соответствии с разделом C "Обрабатывающие производства" (за исключением производства напитков (кроме производства солода, безалкогольных напитков, упакованных питьевых вод, включая минеральные воды, производства табачных изделий" и производства мебели) или от деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, или от НИОКР (организация должна будет представлять в налоговый орган раз в год расчет в произвольной форме, подтверждающий выполнение данного условия);
- среднемесячный доход работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга (наемных работников ИП), определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, в налоговом периоде равен или больше размера МРОТ в Санкт-Петербурге на соответствующий год.
В случае, если по итогам года налогоплательщик не будет выполнять хотя бы одно из указанных выше условий, он потеряет право на пониженные ставки налога на УСН с начала года.
3. Введение повышенного налогообложения дорогостоящей недвижимости на территории Санкт-Петербурга.
3.1. Изменения в отношении налога на имущество организаций.
С одной стороны, Закон СПб № 742-160 продлевает на 2025 год ставку налога на имущество 1,5% в отношении объектов, по которым налог в Санкт-Петербурге исчисляется исходя из кадастровой стоимости (кроме объектов, принадлежащих иностранным организациям, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, для которых предусмотрена ставка 2% - она не меняется). Без учета указанного продления ставка налога должна была бы вырасти до величины 2,2% кадастровой стоимости.
В том числе, указанная ставка (1,5% кадастровой стоимости) будет в 2025 году применяться в отношении объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб. (изменениями НК РФ было дано право для таких объектов вводить повышенную ставку налога).
В то же время в Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 "О налоге на имущество организаций" вводятся нормы о повышенном налогообложении для недвижимости (в отношении которой в Санкт-Петербурге налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости), кадастровая стоимость которой (каждого отдельного объекта) превышает 10 млрд руб., - для таких объектов с 01.01.2025 вводится ставка в размере 2,5%.
Никаких особенностей того, как именно определяется (по состоянию на какую дату, как учитывается изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода и т.п.) в текст Закона Санкт-Петербурга о налоге на имущество организаций не введено.
Отдельно напомним, что с 2025 года изменяется критерий площади административно-деловых центров, торговых комплексов и помещений в них, а также помещений, предназначенных или фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, чтобы они признавались объектами, по которым в Санкт-Петербурге налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости (в случае включения соответствующих объектов, их адресов в ежегодной утверждаемый перечень соответствующих объектов) - вместо критерия "свыше 1000 кв.м." будет применяться критерий "свыше 500 кв.м.".
3.2. Изменения в налогообложении дорогостоящих земельных участков на территории Санкт-Петербурга.
С учетом вносимых Законом СПб № 742-160 изменений в статью 2 Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2012 № 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" ограничено применение пониженных ставок земельного налога в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб.:
- ставка 0,01%, установленная в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, или огородничества, или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд...", с 01.01.2025 не будет применяться в отношении земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.;
- ставка 0,05% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и(или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, с 01.01.2025 не будет применяться в отношении земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.
Указанное приведет к тому, что в отношении соответствующих земельных участков ставка земельного налога составит 1,5% кадастровой стоимости.
3.3. Изменения в отношении налога на имущество физических лиц.
Внесенные Законом СПб № 742-160 в Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" изменения полностью аналогичны указанным выше изменениям в отношении налога на имущество организаций, так как затрагивают ровно те же самые объекты только для ситуаций, когда их владельцем является физическое лицо:
- для тех объектов, по которым у организаций налогообложение по налогу на имущество осуществляется исходя из кадастровой стоимости (в том числе, по объектам, у которых кадастровая стоимость превышает 300 млн. руб.) на 2025 год сохранена ставка 1,5%;
- но для тех объектов, из числа указанных выше, кадастровая стоимость которых превышает 10 млрд. руб. с 01.01.2025 вводится ставка 2,5%.
4. Переформулирована льгота по транспортному налогу и земельному налогу для многодетных семей.
Льгота по транспортному налогу для одного из родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), имеющих в составе семьи 3-х и более детей за одно транспортное средство при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 150 лошадиных сил включительно, и аналогичная льгота по земельному налогу в отношении одного из участков на территории Санкт-Петербурга у одного из родителей (опекунов) уточнены в части условия о возрасте детей: до сих пор в текстах этих льгот было указание исключительно на то, что трое детей не должны достигнуть возраста 18 лет. Закон СПб № 742-160 дополнительно указывает на возраст 23 года в случае, если достигший 18-летия ребенок обучается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения (аналогия со льготами для семей с детьми, установленными на федеральном уровне).
Дополнительно Закон СПб № 742-160 предусмотрел, что для получения указанных выше льгот физические лица должны представить в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (в том числе справку, подтверждающую обучение ребенка, достигшего 18 лет, в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения в соответствующем году, и (или) иные документы, подтверждающие обучение ребенка, достигшего 18 лет, в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения в соответствующем году). При этом также указано, что "представление заявления и подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному в пункте 3 статьи 361.1 НК РФ". Указанный пункт описывает порядок, в котором налоговый орган на основании полученного заявления сначала пытается самостоятельно подтвердить право на предоставление льготы на основе сведений, полученных от других государственных органов и организаций, и только при невозможности такого подтверждения обращается к налогоплательщику.
Действие всех указанных выше изменений, вступивших в силу на следующий день после официального опубликования, распространено на отношения, возникшие с 01.01.2024 (т.е. должно будет начать применяться при расчете налогов за 2024 год).
5. Изменения в отношении льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество для участников региональных инвестиционных проектов на территории Санкт-Петербурга.
Закон СПб № 742-160 снимает ограничение по сроку действия пониженной ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга (10%), для участников региональных инвестиционных проектов. Статья 11-11-3 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", предусматривающая эту ставку, должна была утратить силу с 01.01.2029, но теперь никакого ограничения по сроку действия этой статьи и предусмотренной ею пониженной налоговой ставки нет.
Также аналогичным образом Закон СПб № 742-160 отменил аналогичное ограничение по сроку действия (до 01.01.2029) предусмотренного статьей 11-2-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" права участников региональных инвестиционных проектов на территории Санкт-Петербурга уменьшить сумму исчисленного в бюджет города налога на имущество на сумму налога в отношении вновь построенного в рамках соответствующего проекта объекта недвижимости (с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к бухгалтерскому учету объекта недвижимого имущества в качестве объекта основных средств или расходов, увеличивающих первоначальную стоимость объекта недвижимого имущества, произведенных в период реализации регионального инвестиционного проекта, до момента, пока сумма региональных налоговых льгот не окупит осуществленные вложения).
В отношении указанной льготы по налогу на имущество Закон СПб № 742-160 также исключил из условий её применения требование о том, что указанный выше объект недвижимости должен быть не просто принят к учету в состав основных средств, но и введен в эксплуатацию, причем всё указанное должно быть осуществлено не позднее 31.12.2026 при объеме капитальных вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта, от 50 млн рублей до 500 млн рублей и не позднее 31.12.2028 при объеме капитальных вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта, свыше 500 млн рублей.
Никаких новых условий по срокам реализации капвложений в объект недвижимости, сумма налога на имущество в отношении которого участником регионального инвестиционного проекта сможет быть учтена в уменьшение суммы налога на имущество в целом подлежащей уплате в бюджет Санкт-Петербурга, не устанавливается.
6. Изменение правил применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в Санкт-Петербурге.
В установленные статьями 11-1-1, 11-1-2, 11-1-4 и 11-1-5 правила применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в Санкт-Петербурге Закон № 742-160 ввёл ограничение по сроку переноса на следующие периоды неиспользованной в текущем периоде из-за превышения предельного размера части вычета: установлено, что указанный перенос сможет быть осуществлен не более чем в 7-ми последующих налоговых периодах (т.е. в пределах следующих 7 лет).
При этом, вслед за изменениями федерального законодательства в части снятия ограничения по сроку действия инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, отменено положение, предусматривающее, что все предусматривающие право на такой вычет в Санкт-Петербурге статьи Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" утрачивают силу с 01.01.2028.
7. Введение пониженной ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, для малых технологических компаний.
Реализуя вводимое с 01.01.2025 в НК РФ (пункт 1.8-5 статьи 284 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2025) право субъектов РФ устанавливать пониженную ставку налога на прибыль для малых технологических компаний, Закон СПб № 742-160 вводит новую статью 11-11-6 в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", предусматривающую для указанных в этой статье компаний на период 2025 - 2030 гг. региональную ставку налога на прибыль в размере 0%. Условия применения этой ставки - те же, что и для применения для тех же лиц, применяющих УСН, пониженной ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (см. выше).
Причем, на эту новую льготу не будут распространяться обязательные требования для применения всех установленных Законом Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" льгот, которые перечислены в статье 11-13 этого закона (отсутствие налоговой задолженности, отсутствие информации о реорганизации, ликвидации, банкротстве, отсутствие информации о налогоплательщике в публичном реестре должников).
Одно из таких условий (для тех налоговых льгот, в отношении которых его соблюдение необходимо, т.е. это не относится к новой льготе для малых технологических компаний) Закон СПб № 742-160 уточнил - это условие о том, что в отношении налогоплательщика должна отсутствовать информация о проведении процедур реорганизации (за исключением реорганизации в формах присоединения и преобразования), ликвидации (прекращении деятельности в качестве ИП) или банкротства (за исключением казенных, автономных, бюджетных учреждений Санкт-Петербурга) в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: до сих пор это условие должно было выполняться "на дату подачи налоговой декларации (расчета), в которой (котором) заявлена налоговая льгота", а Закон СПб № 742-160 поменял эту дату на "дату уплаты налога за отчетный (налоговый) период, в котором заявлена налоговая льгота".
8. Продление срока действия правил о налоговой ставке 0% для отдельных видов деятельности ИП на патентной системе налогообложения (ПСН).
Закон Санкт-Петербурга от 16.10.2013 № 551-98 "О введении на территории Санкт-Петербурга патентной системы налогообложения" предусматривает применение ставки 0% для ИП на ПСН в течение 2-х лет, отвечающих одновременно следующим условиям:
- речь идет о впервые зарегистрированных после 01.01.2016 в качестве ИП лицах;
- осуществляемые ИП виды предпринимательской деятельности в соответствии с ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) относятся к видам, перечисленным в строках 1, 2, 6, 7, 15, 16, 22, 24, 43, 54 - 56, 59, 60 и 67 таблицы видов деятельности, по которым возможно применять ПСН в Санкт-Петербурге в статье 1 Закона № 551-98;
- средняя численность наемных работников у ИП не превышает 15 человек.
Действие указанных выше правил должно было прекратиться с 01.01.2027, но Закон СПб № 742-160 перенёс срок прекращения действия этого правила на 01.01.2027.
9. Введение на территории Санкт-Петербурга туристического налога.
Закон СПб № 738-158 вводит с 01.01.2025 на территории Санкт-Петербурга предусмотренный новой главой 33.1 НК РФ туристический налог и реализует предусмотренный указанной главой полномочия в части:
- определения ставки туристического налога в пределах, установленных в НК РФ;
- установления дополнительного к определенному в НК РФ перечню лиц, при оказании услуг по размещению которым туристический налог на территории Санкт-Петербурга не будет взиматься.
9.1. Ставки туристического налога в Санкт-Петербурге.
Закон № 738-158 установил ставки туристического налога в Санкт-Петербурге на период 2025 - 2027 гг.:
* на 2025 год в размере 1% (максимально возможный размер ставки согласно статье 418.5 НК РФ);
* на 2026 год:
- 1% на период с 01 января по 31 марта (включительно) и с 01 октября по 31 декабря (включительно);
- 2% на период с 01 апреля по 30 сентября (включительно) (максимально возможный размер ставки по статье 418.5 НКРФ на весь 2026 год);
* на 2027 год:
- 1,5% на период с 01 января по 31 марта (включительно) и с 01 октября по 31 декабря (включительно);
- 3% на период с 01 апреля по 30 сентября (включительно) (максимально возможный размер ставки по статье 418.5 НКРФ на весь 2027 год).
Закон № 738-158 повторил положения главы 33.1 НК РФ о минимальной сумме налога (рассчитывается исходя из величины 100 руб. в день) и о том, что именно в таком размере налог уплачивается организациями, оказывающими услуги по размещению в составе услуг по санаторно-курортному лечению (на наш взгляд, необходимости в этом не было, так как речь идет о правилах, установленных в главе 33.1 НК РФ, по которым не предоставлено каких-либо полномочий органам, устанавливающим туристический налог на своей территории).
Не ясным для нас на сегодня является причины, по которым Закон СПб № 738-158 установил ставки туристического налога только по 2027 год включительно. По нашему мнению, при отсутствии ставок налога в нормативном акте, устанавливающем туристический налог на соответствующей территории такой налог не сможет считаться установленным (в главе 33.1 НК РФ нет положений, предусматривающих, что в этом случае должны применяться ставки, установленные в статье 418.5 НК РФ - для справки: в этой статье на 2028 год максимальный размер ставки туристического налога определен в размере 4%, а с 2029 года и далее - в размере 5%).
9.2. Дополнительные "льготы" при исчислении налога.
В пункте 2 статьи 418.4 НК РФ установлен перечень лиц, стоимость оказываемых которым услуг по размещению не включается в налоговую базу по туристическому налогу (при предоставлении этими лицами подтверждающих документов). Закон СПб № 738-158 в дополнение к этому перечню такие же правила предусмотрел в отношении услуг по размещению, оказываемых следующим лицам:
- членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (каким документом подтверждать отнесение к этой категории лиц, не очень понятно и в Законе не установлено);
- лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним лица;
- лицам, сопровождающим инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи";
- членам малоимущих семей, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте РФ (опять-таки - каким документом подтверждать отнесение к этой категории лиц, не очень понятно и в Законе не установлено);
- лицам, прибывшим на территорию Санкт-Петербурга в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающем их лицам в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет (каким документом можно подтвердить отнесение к этой категории лиц, также не определено);
- лицам, имеющим место жительства на территории Санкт-Петербурга;
- лицам, сопровождающим лиц, принимающих (принимавших) участие в СВО, лиц, выполняющих (выполнявших) возложенные на них задачи на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области в период проведения СВО, проходящих в Санкт-Петербурге лечение (долечивание), медицинское обследование, медико-психологическую реабилитацию, при условии указания лиц, сопровождающих участников СВО, в документах, предоставляемых Министерством обороны РФ или государственным учреждением здравоохранения, расположенным на территории Санкт-Петербурга, в которое направлен участник СВО;
- членам семей, имеющих в своем составе 3-х и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в числе которых трое детей, соответствующих одному из следующих условий: не достигли возраста 18 лет или не достигли возраста 23 лет, при этом все дети, достигшие возраста 18 лет (из числа этих трех детей), обучаются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.
10. Установление на территории Санкт-Петербурга понижающего коэффициента в целях налогообложения доходов физических лиц от продажи объектов недвижимого имущества.
Закон СПб № 734-157 реализует право, предоставленное субъектам РФ Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ изменениями, внесенными в статью 214.10 НК РФ.
Статья 214.10 НК РФ определяет правила налогообложения доходов физических лиц от продажи объектов недвижимости.
При этом в этой статье установлен "понижающий коэффициент" в размере 0,7, применяемый для следующих целей:
- облагаемый НДФЛ доход от продажи недвижимости не может быть меньше величины, определенной как кадастровая стоимость этой недвижимости на 01 января года перехода права собственности, умноженная на указанный понижающий коэффициент;
- в случае, если физическое лицо не декларирует доход от продажи недвижимости, и налоговый орган не получает сведения о стоимости соответствующей сделки, для целей НДФЛ налоговый орган рассчитывает полученный физическим лицом доход в размере, определенном как кадастровая стоимость проданной недвижимости на 01 января года перехода права собственности, умноженная на указанный понижающий коэффициент.
С 01.01.2025 субъекты РФ получили право установить на своей территории иной размер "понижающего коэффициента" для вышеназванных целей в диапазоне от 0,7 до 1,0.
Закон СПб № № 734-157 реализует это право и устанавливает с 01.01.2025 размер коэффициента к кадастровой стоимости объектов недвижимости, учитываемого для целей НДФЛ при определении доходов от продажи такой недвижимости в размере 1,0.
Т.е. с 2025 года на территории Санкт-Петербурга облагаемые НДФЛ доходы от продажи недвижимости в любом случае не смогут быть менее величины, определенной исходя из кадастровой стоимости проданного объекта недвижимости на 01 января года, в котором осуществляется регистрация перехода права собственности на соответствующий объект.
По нашему мнению, введение указанного коэффициента с 01.01.2025 означает его применение к доходам от продажи недвижимости, полученным начиная с 01.01.2025. При этом для целей НДФЛ датой получения дохода является дата осуществления расчетов (т.е. получения оплаты), поэтому теоретически новые правила могут затронуть, в том числе, сделки, осуществленные до 01.01.2025 в случае, если оплата по ним будет осуществляться после 01.01.2025.
Отдельно отметим, что указанное изменение, по нашему мнению, повлияет на налогообложение доходов от операций с объектами недвижимости тех физических лиц, которые зарегистрированы на территории Санкт-Петербурга, т.е. тех, кто признается плательщиками НДФЛ на территории Санкт-Петербурга (независимо от того, где находятся (на территории какого субъекта РФ) продаваемые ими объекты недвижимости).
Исп. Леонов А.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий