Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Направляем для ознакомления текст Распоряжения Правительства РФ от 22.11.2024 № 3386-р "Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года" (см. прилагаемый файл, размещено на сайте Правительства РФ http://government.ru/ 25.11.2024, далее также - Распоряжение).
Данный документ представляет интерес тем, что позволяет оценить перспективу изменений, которые Правительство РФ планирует вносить в нормативную базу, регулирующую область бухгалтерского учета и аудита, на период до 2030 года. Кроме того, также текст документа позволяет понять, как Правительство РФ оценивает сложившуюся на сегодня в РФ систему бухгалтерского учета и отчетности.
Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с документом целиком. При этом ниже приведем отдельные выдержки из текста, которые нам показались особенно важными.
1. Раздел "Итоги реализации государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности к 2024 году".
В целом данный раздел свидетельствует о том, что Правительство РФ крайне положительно оценивает сложившуюся к настоящему времени в РФ систему бухгалтерского учета и аудита. Особенно может быть интересным то, как Правительство РФ объясняет преимущество применения действующих в настоящее время стандартов бухучета и отчетности по сравнению с "прежними правилами" в отношении качества формируемой бухгалтерской отчетности:
"В сравнении с финансовой отчетностью, составлявшейся по ранее действовавшим правилам, сегодня ее пользователи видят реальное положение дел у экономического субъекта, а не только соответствие финансовой отчетности установленным правилам, суммы, которые можно получить от использования активов, а не суммы потраченных на их приобретение средств, все подлежащие исполнению экономическим субъектом обязательства, а не только их задокументированную часть, результативность и риски деятельности руководства экономического субъекта".
2. Раздел "Основы государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности".
Из данного раздела можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе государственная политика в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности будет основываться на действующей системе, которая с одной стороны, предполагает разработку и применение собственных правил (стандартов), а с другой стороны, обеспечивает единые подходы с международными стандартами, а в некоторых случаях - необходимость прямого применения именно международных стандартов. В тексте Распоряжения не упоминаются рынки запада и международные биржи, а необходимость применения принципов МСФО объясняется участием РФ в ЕАЭС, СНГ и БРИКС.
Таким образом, можно сделать вывод, что принципы МСФО будут и далее являться приоритетными при решении вопросов регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.
3. Раздел "Развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования".
А) Согласно тексту данного раздела принятие базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета должно быть завершено к 2030 году. В этот комплект, помимо уже принятых на сегодня стандартов должны войти стандарты бухгалтерского учета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Отметим, что действующая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 22.02.2022 № 23н, предполагала принятие всего перечисленного к 2028 году (теперь, видимо, Минфин должен будет её откорректировать).
Б) Принятие базового комплекта новых ФСБУ (указанные выше стандарты + уже ранее принятые) создаст основу для уточнения сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности. В частности, станут возможными:
- расширение круга составителей консолидированной финансовой отчетности без увеличения административной нагрузки на экономические субъекты;
- определение условий, при которых возможен отказ от обязательного составления этой отчетности промежуточными структурами группы организаций.
Таким образом, речь идет о возможном расширении круга лиц, которые будут обязаны готовить консолидированную финансовую отчетность (на сегодня - это отчетность, подготавливаемая на основе принципов МСФО, лицами, указанными в Федеральном законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", к которым кроме организаций финансового сектора также относятся организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов), а также ФГУП и АО, акции которых находятся в федеральной собственности, перечень которых утверждается Правительством РФ). Кого именно затронет указанное "расширение", пока однозначно понять нельзя.
В) Указано, что дальнейшее применение в Российской Федерации международных стандартов требует улучшения качества перевода их текстов на русский язык. В тексте, на наш взгляд, очень верно сформулированы требования к такому переводу - он должен учитывать особенности и терминологию российской системы бухгалтерского учета и быть понятным пользователю так, как если бы международные стандарты были изначально написаны на русском языке для российских пользователей. Означает ли это указание, что будет проведена работа по "новому переводу" всех признанных в РФ МСФО, или указанное относится только к впервые переводимым текстам международных стандартов и рекомендаций к ним, однозначно понять из Распоряжения нельзя.
Г) Запланированы следующие изменения Закона о бухгалтерском учете:
- упорядочивание применения понятия "бухгалтерская (финансовая) отчетность", которое должно объединять понятия "бухгалтерская отчетность" и "консолидированная финансовая отчетность" ("финансовая отчетность" в случаях, когда организация, обязанная составлять консолидированную финансовую отчетность, не создает группу). В контексте этого предлагается рассмотреть целесообразность включения норм Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" в Федеральный закон "О бухгалтерском учете";
- введение понятия "профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета", и определение его роли в разработке учетной политики экономического субъекта;
- закрепление права микропредприятий (за исключением финансовых организаций) и ИП вести бухгалтерский учет без применения двойной записи (по простой системе);
- установление правил признания внешних документов первичными учетными документами, определение порядка разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета и хранения электронных документов бухгалтерского учета;
- уточнение нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;
- введение обязательности составления промежуточной финансовой отчетности как минимум за первое полугодие организациями, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;
- предоставление организациям, составляющим консолидированную финансовую отчетность, права использовать единые способы ведения бухгалтерского учета как для отчетности юридического лица, так и для консолидированной финансовой отчетности;
- конкретизация положений о системе внутреннего контроля;
- уточнение процедур корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности, прежде всего повышения вовлеченности коллегиальных органов управления экономическим субъектом в обеспечение достоверности такой отчетности (при неизменности ответственности руководителя экономического субъекта за достоверность финансовой отчетности), с одновременным пересмотром процедур утверждения финансовой отчетности;
- введение отложенного (не менее года после принятия) порядка вступления в силу стандартов бухгалтерского учета для обязательного применения (как нам кажется, в этой части правило и так фактически применяется на практике при утверждении Минфином новых ФСБУ).
4. Раздел "Расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа реализации информационных потребностей пользователей".
В данном разделе приведена статистика использования ГИРБО (число скачивания информации с ресурса, в том числе с учетом действующего числа ограничений доступа к информации об отдельных организациях).
С целью дальнейшего развития ГИРБО и повышения его полезности для широкого круга заинтересованных лиц по мнению Правительства РФ необходимо:
* включить в него консолидированную финансовую отчетность, составляемую теми, кто обязан это делать (т.е. фактически - ввести обязанность направления этой отчетности в налоговый орган для включения её в ГИРБО по аналогии с бухгалтерской (финансовой) отчетностью);
* то же самое, т.е. ввести обязательность направления для включения в ГИРБО промежуточной финансовой отчетности организаций (в случаях, когда законодательством РФ установлен порядок представления такой отчетности государственным органам);
* внедрить технологические решения, позволяющие учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов, представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде;
* расширить перечень инструментов контроля качества отчетности, включаемой в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе за счет введения контроля полноты представления финансовой отчетности, права экономического субъекта составлять упрощенную финансовую отчетность, исполнения экономическим субъектом обязанности проводить аудит финансовой отчетности, полномочий субъекта аудиторской деятельности, выдавшего аудиторское заключение об отчетности;
* исключить излишние административные обременения для организаций, доступ к информации которых, содержащейся в ГИРБО, ограничен по решению Правительства РФ;
* внедрить аналитический инструментарий, позволяющий заинтересованным пользователям, в том числе государственным органам, анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность, в том числе проводить сравнительный анализ, настраивать параметры отображения информации, выполнять фильтрацию необходимых данных.
Помимо этого, в данном разделе прямо указано на необходимость внесения в КоАП РФ изменений, повышающих дисциплину исполнения обязанности по представлению отчетности в ГИРБО, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита финансовой отчетности.
5. Раздел "Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций".
Содержание данного раздела, в первую очередь, представляет интерес непосредственно для лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность. В нём Правительство РФ, с одной стороны, предлагает установить до 2030 года мораторий на "существенные новые изменения модели регулирования и контроля (надзора) аудиторской деятельности в период до 2030 года", но, в то же время, говорит, что такой мораторий не предполагает отказ от "актуальных корректировок отдельных элементов" действующей модели.
Далее по тексту Правительство РФ приводит перечень необходимых к принятию указанных "корректировок", объем и содержание которых, на наш взгляд, фактически нивелируют утверждение о каком-либо "моратории".
С полным перечнем предполагаемых к принятию изменений, касающихся регулирования вопросов осуществления аудиторской деятельности, можно ознакомиться в прилагаемом файле #mce_temp_url# с текстом Распоряжения Правительства РФ от 22.11.2024 № 3386-р "Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года".
В заключение еще раз хотели бы обратить внимание, что всё указанное выше на сегодня является лишь планами Правительства РФ в отношении развития системы бухучета, отчетности и аудита в РФ. Часть из них уже начала реализовываться в виде разработанных законопроектов, но в любом случае пока что речь идет исключительно о планах.
Как и в каком именно виде (с какими формулировками) всё указанное выше в итоге будет принято и с какого периода начнет действовать, нам еще только предстоит узнать.
Исп. Леонов А.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий