63/1941
Новое на сайте

Новые рекомендации ФНС России (применение НДС лицами на УСН и налоговая амнистия по доначислениям в связи с дроблением бизнеса)

Информируем Вас о появлении рекомендаций ФНС России сразу по 2-м важным направлениям вопросов, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ, известного как Закон о реформировании налоговой системы РФ (далее также - Закон № 176-ФЗ), а именно:

- по вопросам вступления в силу с 01.01.2025 правил уплаты НДС лицами на УСН: Методические рекомендации по НДС для УСН (не имеют статуса письма, размещены в виде текста на сайте ФНС России по адресу https://media.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/files/media/metodichka.pdf);

- по вопросам вступления в силу с 12.07.2024 правил налоговой амнистии по налоговым доначислениям в связи с дроблением бизнеса: Письмо ФНС России от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@ "О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона № 176-ФЗ" (вместе с "Рекомендациями по применению налоговой амнистии дробления бизнеса") (по состоянию на момент подготовки настоящей информации не опубликовано на сайте ФНС России, включено в информационно-правовые базы).

Далее нами приведен краткий комментарий к указанным выше новым рекомендациям ФНС России, целью которого было выделение из их текстов того, что, на наш взгляд, прямо не следует из текста принятого Закона № 176-ФЗ или вызывает неопределенности и возможности различного толкования. Мы не ставили своей целью пересказать сами те принятые изменения, по которым ФНС России выпустила названные рекомендации, соответственно, в комментарии мы не упоминаем ту их часть, которая по сути пересказывает сами принятые нормы.

При необходимости полные тексты обоих названных документов (или любого одного из них) по Вашему дополнительному запросу могут быть направлены в Ваш адрес.

1. Методические рекомендации по НДС для УСН.

На наш взгляд, данные рекомендации в значительной своей части представляют собой систематизированный пересказ принятых Законом № 176-ФЗ изменений глав 21 и 26.2 НК РФ в отношении новых правил уплату НДС для лиц на УСН с 01.01.2025.

К сожалению, мы не увидели в этой части рекомендаций ответов на самые неопределенные вопросы, касающиеся применения данных новых правил (были обозначены нами в направленном ранее в Ваш адрес комментарии вместе с обзором основных положений Закона № 176-ФЗ).

Мы полагаем, что основная полезность данных рекомендаций состоит лишь в систематизации всех принятых изменений в рассматриваемой части в форме единого документа, который, возможно, будет проще изучать, чем непосредственно изменения, вносимые в НК РФ Законом № 176-ФЗ.

Среди тех вопросов, которые, с нашей точки зрения, могут быть отнесены к имеющим возможность для неоднозначного толкования или просто могут представлять интерес для налогоплательщиков и по которым в рассматриваемых рекомендациях ФНС России высказала свою позицию, отметим следующие:

- в рекомендациях ФНС России подтвердила ранее высказанную нами точку зрения о том, что лицо на УСН не обязано последовательно применять каждое из вводимых для него с 01.01.2025 специальных правил применения НДС в зависимости от величины своих доходов. И, например, лицо на УСН с доходами по итогам 2024 года до 60 млн. руб. с 01.01.2025 вправе не только рассматривать вариант применения освобождения от исполнения обязанностей плательщиков НДС, но также и вариант перехода на уплату НДС по ставкам 5 или 7%, а также вариант перехода на уплату НДС по "общим правилам". При этом, к сожалению, ФНС России никак не прокомментировала вопрос возможности и последствий изменения такого решения (когда такая потребность возникает не в связи с достижением каких-то показателей деятельности, а по желанию налогоплательщика);

- самое, на наш взгляд, ценное: ФНС России привела перечень видов вычетов по НДС, которые смогут применяться лицами на УСН, уплачивающими НДС по "новым" ставкам 5 или 7% (такой перечень явно не вытекает из внесенных в НК РФ изменений, особенно с учетом внесения Законом № 176-ФЗ изменений в пункт 2 статьи 170 НК РФ и подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 171 НК РФ о неприменении налоговых вычетов лицами, уплачивающими НДС по "новым" ставкам, и учете ими НДС, предъявленного при приобретении товаров, работ, услуг, в стоимости таких товаров, работ, услуг).

Согласно Рекомендациям ФНС России НДС может быть принят к вычету лицом на УСН, применяющим НДС по ставкам 5 или 7%, в следующих случаях:

а) при отгрузке в счет авансов ("обнуление" НДС, уплаченного с аванса);

б) при возврате авансов и расторжении (изменении условий) договора ("обнуление" НДС, уплаченного с полученных авансов в связи с "отменой" реализации);

в) при возврате покупателем товаров или отказа от товаров (работ, услуг) ("обнуление" НДС, уплаченного с отгруженных товаров в связи с их возвратом). Обращаем внимание, что в данном случае налоговый орган не сделал различие для оснований соответствующего возврата и вопроса о том, является ли он в смысле ГК РФ обратной реализацией или представляет собой восстановление прав покупателя, получившего товар, работу, услугу ненадлежащего качества;

г) при изменении цены отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения (основание для формирования корректировочных счетов-фактур "на уменьшение").

Как видно, во всех указанных выше случаях применение вычетов по НДС фактически приводит к "возврату" ("обнулению") ранее исчисленной суммы налога в тех ситуациях, когда соответствующая принимаемой к вычету сумме НДС реализация не состоялась, а также в случае, когда НДС исчисляется по факту получения оплаты, наступающему ранее даты отгрузки, во избежание двойного налогообложения одних и тех же операций.

Таким образом, можно говорить, что предусматриваемое для лиц на УСН, уплачивающих с 2025 года налог по ставкам 5 или 7%, право на вычет НДС носит "корректирующий характер", и наличие такого права не меняет тот факт, что уплачиваемый по таким ставкам НДС фактически представляет собой для них оборотный налог;

- в рекомендациях ФНС России привела пример с исчислением НДС в ситуации, когда стоимость реализуемых товаров, работ, услуг по договору лицом, применяющим до 01.01.2025 и после этой даты УСН была определена без НДС, но с 01.01.2025 налогоплательщик начинает платить НДС (из рекомендаций следует вывод о возможности исчисления НДС в такой ситуации "сверху", но не учтены все возможные варианты формулировок договора о его стоимости, в том числе те, которые не позволят увеличить стоимость на сумму НДС из-за изменений законодательства РФ);

- в рекомендациях приведены примеры последствий по НДС по длящимся договорам, например, тем, по которым лицом на УСН до 01.01.2025 получен аванс, а реализация будет осуществлена после 01.01.2025, в том числе в ситуации, когда продавец после 01.01.2025 начнет уплачивать НДС. Однако в самих рассмотренных ФНС России ситуациях, на наш взгляд, и не было какой-то неопределенности;

- в рекомендациях ФНС России указала о регистрации оформляемых лицами на УСН, применяющими с 01.01.2025 "новые" ставки НДС 5 или 7%, в книгах продаж и покупок, но, к сожалению, никак не прокомментировала тот факт, что действующие на сегодня формы регистров по НДС (счета-фактуры, книг покупок и продаж) прямо не предусматривают порядка заполнения для указанных "новых" ставок налога.

Отметим, что на сегодня процесс изменения законодательства РФ в связи с введением правил применения НДС для лиц на УСН еще не завершен. Например, прямо сейчас в ГД РФ рассматриваются очередные изменения НК РФ (22.10.2024 были приняты в 3-м окончательном чтении), среди которых, в том числе, есть то, что затрагивает указанные правила (например, там фиксируется то, что лица на УСН, применяющие освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС, не должны будут по своей реализации оформлять счета-фактуры).

Возможно, именно по этой причине в настоящее время ФНС России рассматриваемые "Методические рекомендации по НДС для УСН" выпустила исключительно в виде справочного материала, не имеющего статуса официального письма, направляемого налогоплательщикам и налоговым органам для применения.

2. Письмо ФНС России от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@ "О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона № 176-ФЗ".

В отличие от новых правил применения НДС для лиц на УСН, положения Закона № 176-ФЗ о налоговой амнистии по налоговым доначислениям в связи с дроблением бизнеса уже вступили в силу (действуют с 12.07.2024 и применяются в отношении налоговых доначислений в связи с выявленным необоснованным дроблением бизнеса по итогам налоговых проверок за 2022 - 2024 гг., кроме тех, в отношении которых на 12.07.2024 решения об указанных доначислениях уже вступили в силу).

На наш взгляд, направленные указанным письмом ФНС России "Рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса" содержат ряд интересных положений, раскрывающих позицию ФНС России по тем вопросам, которые можно назвать "до конца не определенными" в тексте Закона № 176-ФЗ.

При этом сразу отметим, что данные Рекомендации не направлены на раскрытие видов и признаков дробления бизнеса (ФНС России неоднократно подчеркивает, что принятые изменения не служат целям определения всех возможных видов и признаков дробления, они посвящены вопросам определения правил налоговой амнистии для тех, кто решит от такого дробления отказаться). В тексте рекомендаций ФНС России включила подраздел "Чем руководствуются налоговые органы, доказывая дробление бизнеса?", но он по сути сводится к указанию на "складывающуюся судебную практику" и "ранее принятые письма ФНС России" по данному вопросу с подвыводом о том, что "основания вменения схемы дробления бизнеса устанавливаются налоговыми органами применительно к фактическим обстоятельствам деятельности группы формально самостоятельных лиц в каждом конкретном случае".

Среди показавшихся нам интересными и важными вопросов, по которым ФНС России в рассматриваемых рекомендациях высказала свою точку зрения, отметим следующее:

А. ФНС России дала отсутствующее в Законе № 176-ФЗ определение "единой предпринимательской деятельности".

Под единой предпринимательской деятельностью (дробление которой и приводит к налоговым доначислениям) для целей статьи 6 Закона № 176-ФЗ ФНС России понимает деятельность как единого хозяйствующего субъекта нескольких формально самостоятельных лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами.

Из этого определения можно предположить, что "отказом от дробления", который требуется осуществить для использования правил о налоговой амнистии, является объединение всей разделенной на несколько формально существующих предпринимательских единиц деятельности на каком-то одном предпринимательском субъекте.

Но далее по тексту рекомендаций ФНС России рассматривает примеры, из которых следует, что это не обязательно так, и что "единая деятельность" не обязательно должна быть "сосредоточена" строго на одном экономическом субъекте. Например, отказом от дробления рассматривается отказ от применения специальных налоговых режимов участвующими в единой деятельности экономическими субъектами, но без формального "объединения" всей деятельности на ком-то одном из них.

Б. ФНС России разъясняет, кого считать "контролирующими лицами" для целей установления их единства в отношении группы, по которой устанавливается "дробление бизнеса".

Помимо ссылок на судебную практику, указанную в рекомендациях как ту, на основании которой налоговый орган должен устанавливать контролирующих лиц, обратим внимание на вывод, сделанный по данному вопросу в тексте для понимания того, кого именно в данном случае налоговый орган будет "определять" (из приведенного ниже текста мы отметили для себя, что помимо тех, кто своими решениями может определять деятельность группы лиц, ФНС России указала также, что контролирующим лицом может быть выгодоприобретатель, но не в любых ситуациях, а тогда, когда он оказывает влияние на результаты деятельности группы лиц, в отношении которой налоговый орган устанавливает факт "дробления бизнеса", и когда он осуществляет контроль за этой группой, что, на наш взгляд, не всегда одно и то же, что быть прямым или косвенным владельцем того или иного бизнеса):

Под контролирующими лицами в контексте дробления бизнеса могут пониматься лица, определяющие принятие управленческих решений, а также иным образом влияющие на результаты предпринимательской деятельности формально самостоятельных лиц.

Для установления критерия контроля при дроблении бизнеса налоговыми органами может учитываться фактический выгодоприобретатель (выгодоприобретатели), оказывающий влияние на результаты деятельности формально самостоятельных лиц и осуществляющий ее контроль.

В. Какие способы добровольного отказа от дробления бизнеса возможны?

Выше мы уже частично затронули этот вопрос, когда рассматривали определение понятия "единой предпринимательской деятельности", данное ФНС России в своих рекомендациях.

Ранее, в направленных в Ваше адрес наших комментариях к положениям Закона № 176-ФЗ о налоговой амнистии по доначислениям в связи с дроблением бизнеса мы указывали на то, что введенные правила никак не определяют, как именно (в какой форме) должен быть реализован отказ налогоплательщика от дробления. Поэтому включение в текст рекомендаций отдельного раздела по этому вопросу представляется нам особенно интересным. ФНС России в отношении этого вопроса указала следующее:

Перечень способов добровольного отказа от дробления бизнеса не ограничен.

Добровольный отказ от дробления бизнеса без изменения организационной структуры бизнеса может осуществляться, в частности, путем:

- перехода формально самостоятельных участников дробления бизнеса на общую систему налогообложения;

- фактического перевода деятельности на одно из лиц группы.

Добровольный отказ от дробления бизнеса путем изменения организационной структуры бизнеса может осуществляться, в частности, путем:

- объединения формально самостоятельных юридических лиц в одно юридическое лицо с возможным созданием по месту ведения ими предпринимательской деятельности обособленных подразделений этой организации;

- полного отчуждения акций (долей) юридических лиц, входящих в группу лиц, иным независимым лицам. При этом группа лиц перестает вести деятельность как единый хозяйствующий субъект.

Таким образом, из приведенных примеров видно, что отказ от дробления не обязательно должен сопровождаться объединением осуществляемой деятельности на базе одного юридического лица. Достаточным может быть просто отказ от применения всеми членами группы УСН при неизменности организационной структуры и состава группы.

Или, что еще "предлагает" налоговый орган, вариантом отказа от дробления может быть перевод прав на акции, доли отдельных членов группы на иных лиц, невзаимосвязанных с контролирующими группу лицами, и с указанием, что после этого группа должна перестать вести деятельность "как единый хозяйствующий субъект". Такое "уточнение" само по себе, на наш взгляд, свидетельствует о том, что налоговый орган предполагает возможным признать наличие факта дробления бизнеса при доказывании того, что несколько юридических субъектов (организаций, ИП) ведут деятельность "как единый хозяйствующий субъект", даже в том случае, когда они (эти организации, ИП) являются между собой невзаимозависимыми по признаку состава своих акционеров, участников, иных контролирующих лиц.

Г. Имеет ли налогоплательщик право на амнистию, если дробление бизнеса описано в акте налоговой проверки без использования слов "дробление бизнеса"?

На таким образом сформулированный вопрос ФНС России в своих рекомендациях дает ответ, согласно которому "использование либо неиспользование в тексте акта налоговой проверки и (или) решения, принимаемого по итогам налоговой проверки, формулировки "дробление бизнеса" не ограничивает право налогоплательщиков на амнистию".

На наш взгляд, с таким выводом нельзя не согласиться, но само по себе данное обстоятельство, как нам кажется, несколько усложняет ситуацию для налогоплательщиков, так как получается, что:

- даже если при формулировании налоговых претензий по проверкам за 2022 - 2024 гг. налоговый орган не использовал формулировку "дробление бизнеса", как основание для сделанных доначислений, налогоплательщик должен самостоятельно оценивать предъявленные претензии на предмет того, не могут ли они быть отнесены к данной тематике, чтобы, в том числе, иметь возможность воспользоваться правами, которые предоставляют принятые правила о налоговой амнистии;

- риск возникающей неопределенности может сработать и в обратную сторону. Например, налоговый орган может какие-то виды доначислений не посчитать относящимися к вопросам "дробления бизнеса", и, соответственно, не распространить на них правила о налоговой амнистии в случае отказа от такого "дробления" в 2025 - 2026 гг.

В качестве одного из примеров указанного выше можно указать на использование в работе самозанятых в случае переквалификации налоговым органом их занятости в трудовые отношения (с соответствующими доначислениями в части НДФЛ и страховых взносов).

С одной стороны, использование самозанятых (особенно, если они имеют статус ИП) может быть признано соответствующим определению "дробление бизнеса", данному в законе, - ведь таких самозанятых можно назвать формально существующими самостоятельными экономическими субъектами, осуществляющими единую деятельность под контролем одного лица (работодателя).

С другой стороны, нам кажется, что налоговый орган может занять позицию о том, что тут имеет место "обычная" переквалификация гражданско-правовых отношений в трудовые, и ни о каком "дроблении бизнеса" речи нет. Это, например, может означать, что лица, отказавшиеся от использования самозанятых в своей деятельности с 2025 года (переоформив с ними отношения на трудовые), не смогут получить возможность избежать налоговых доначислений по соответствующим эпизодам в рамках проверок за 2022 - 2024 гг.

То, что конкретное правонарушение, выявленное налоговым органом, не обязательно должно в акте или решении по проверке именоваться "нарушением в связи с дроблением бизнеса", формирует риски указанного выше двоякого толкования.

В качестве дополнительной иллюстрации указанного выше риска можем привести указание ФНС России в своих рекомендациях на виды налогов (взносов), доначисление которых налоговый орган не относит к связанным с "дроблением бизнеса" (и в связи с чем на которые амнистия не распространяется):

"- НДФЛ и страховые взносы, доначисленные в связи с занижением (сокрытием) заработной платы (не связаны с дроблением бизнеса);

- налог на прибыль организаций, доначисленный организациям - участникам схемы дробления, применяющим ОСНО (НДФЛ, доначисленный индивидуальному предпринимателю), или налоги в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, ЕСХН), доначисленные участникам схемы дробления, применяющим специальные налоговые режимы, в связи с занижением (сокрытием) выручки (доходов) (не связаны с дроблением бизнеса);

- страховые взносы (дробление бизнеса в целях получения лицами статуса субъектов малого и среднего предпринимательства для применения пониженного тарифа страховых взносов);

- НДС в связи с применением льгот в сфере общепита (дробление бизнеса в целях освобождения от налогообложения НДС услуг общепита, не превышающих по выручке 2 млрд. руб. в год);

- НДПИ (дробление бизнеса с целью занижения себестоимости полезного ископаемого)".

В приведенном выше нас смущает неопределенность указания налоговым органом на нераспространение условий об амнистии на доначисления в связи с сокрытием выручки, заработной платы и т.п., при том, что термин "сокрытие" является нормативно не установленным, и формально в рамках любой "классической" схемы дробления бизнеса можно утверждать о наличии сокрытия выручки (доходов) или заработной платы (как минимум, у того субъекта, который (условно) "раздробился").

Д. Если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса за 2024 - 2026 годы после открытия выездной налоговой проверки за 2025 - 2026 годы, то освобождается ли он от пеней и штрафов?

Мы обращали внимание на неопределенность в данном вопросе в наших комментариях к положениям статьи 6 Закона № 176-ФЗ и, в том числе, указывали, что при описании "особых" правил амнистии в случае, когда налогоплательщик отказывается от дробления после того, как узнал о начале в отношении него налоговой проверки за 2025 - 2026 гг., нет отдельного прямого указания об освобождении его от необходимости уплаты штрафов (напомним, что особенностью применения правил амнистии в такой ситуации является необходимость отказаться от дробления не только в 2025 и 20256 гг., но и в 2024 году, т.е. доплатить за 2024 год налоги так, как если бы дробления бизнеса не существовало).

ФНС России в своих рекомендациях признала факт отсутствия указанного выше прямого указания и истолковала это "в свою пользу", напомнив, что по общим правилам статьи 81 НК РФ самостоятельное исправление налогоплательщиком налоговых ошибок освобождает его ответственности (т.е. штрафов по НК РФ), только в случае, если такое исправление осуществлено с уплатой причитающихся сумм налогов и пени до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении в отношении налоговой проверки. Соответственно, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик в рамках амнистии не сможет претендовать на освобождение от штрафов за самостоятельно исправляемый 2024 год.

Отдельно еще раз выскажем мнение об отсутствии у нас однозначного понимания возможности пересчитать в 2025 или 2026 гг. налогоплательщику свои налоговые обязательства в рамках "отказа от дробления" за 2024 год при отсутствии возможности "переделать" за этот период первичные документы (как минимум те, которые связаны с отношениями с контрагентами). Ведь основанием для доплаты налогов и взносов должны стать уточненные налоговые декларации (или в каких-то ситуациях - впервые представляемые налоговые декларации). Чтобы их оформить необходимо сформировать соответствующие налоговые обязательства. Как это возможно сделать, например, в части НДС (где декларация помимо прочего содержит сведения о конкретных операциях налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг за налоговый период конкретным контрагентам), для нас не очень понятно. В каких-то ситуациях указанное выше возможно сделать, но в каких-то ситуациях это или невозможно, или будет приводить даже к некоторому "двойному налогообложению" (ведь правил о возможности вернуть, то что ранее было уплачено в рамках действия "группы" Закон не установил).

Е. Применение правил о частичной амнистии в случае частичного отказа налогоплательщика от дробления бизнеса.

Данный раздел рекомендаций ФНС России показался нам особенно интересным, так как положения статьи 6 Закона № 176-ФЗ в этой части не позволяли определить, как именно налоговый орган будет определять ту часть налоговых доначислений за 2022 - 2024 гг., на которые не будет распространяться амнистия из-за того, что налогоплательщик в 2025 - 2026 гг. откажется от дробления не полностью, а частично.

Во-первых, отметим определение частичного отказа, приведенное в тексте рекомендаций ("под частичным добровольным отказом от дробления бизнеса понимается отказ от дробления бизнеса не по всем компаниям и (или) лицам - участникам дробления, а только по некоторым").

А во-вторых, ФНС России привела пример конкретного расчета, позволяющий определить, как именно будет устанавливаться та часть налоговых доначислений за 2022 - 2024 гг. по вопросам дробления бизнеса, в отношении которых не будет действовать амнистия из-за не полного, а частичного отказа налогоплательщика от дробления.

В частности, нам показалось, что приведенный пример интересен следующим:

1) в примере 3 компании, которые до 2025 года вели деятельность на УСН, с 01.01.2025 переходят на ОСНО (т.е. не осуществляется юридическое "объединение" бизнеса, но прекращается использование специальных налоговых режимов, и это признается ФНС России формой "отказа от дробления бизнеса);

2) у всех 3 компаний после 2025 года обороты выросли, т.е. какого-то "вывода оборотов" по сравнению с теми, что существовали до 01.01.2025, не имело место быть;

3) при этом после 01.01.2025 в той же группе появилось еще одна новая компания, применяющая УСН и с тем же видом деятельности, что и ранее существовавшие, и с теми же признаками дробления. Фактически речь идет о новых дополнительных оборотах группы, которых не было до 01.01.2025. Но само то, что речь идет о применяющей УСН компании с признаками "дробления" стало основанием признать не то, что имеет место "новое дробление", а то, что "налогоплательщик частично отказался от дробления, которое он использовал до 2025 года";

4) приведенный в примере механизм расчета доли, в которой произошел отказ (и, соответственно, доли доначислений за 2022 - 2024 гг., на амнистию по которой налогоплательщик имеет право) представляется нам справедливым и логичным. В рамках данного комментария мы не будем его приводить, но хотели бы обратить внимание на следующее: в приведенном примере новый появившийся в 2025 году оборот, в отношении которого налогоплательщик "продолжил" использовать дробление ("новый оборот" стал доходами вновь созданной компании, применяющей УСН), составил лишь 10% по отношению ко всему обороту 2025 года (который, повторим, вырос по сравнению с оборотами 2024 года). Но при этом в примере примененный ФНС России расчет привел к тому, что доля частичного отказа от дробления оказалась равной всего лишь 68%. Соответственно, в отношении 32% налоговых доначислений за 2022 - 2024 гг. налогоплательщик не получит право на использование правил об амнистии. Конечно, такие результаты связаны с условиями того примера, который рассмотрела ФНС России, но в данном случае мы обратили внимание на него ради того, чтобы показать, что не обязательно, что продолжение использования после 01.01.2025 в рамках группы компаний и ИП, обладающих признаками "дробления", какого-то субъекта на УСН "в незначительных объемах" приведет (в случае выявления) к потере права на налоговую амнистию "в таких же незначительных объемах".

В заключение приведем рассмотренный в рекомендациях ФНС России вопрос, который, полагаем, может быть особенно интересен тем, кто в отношении себя в настоящее время только предполагает риск выявления фактов дробления бизнеса, но со стороны налогового органа до сих пор по этой теме еще не получал никаких "обращений": вопрос "Можно ли узнать от налогового органа о рисках дробления бизнеса до открытия выездной налоговой проверки?".

По этому вопросу в рекомендациях указано, что если налоговым органом выявлены риски дробления бизнеса за налоговые периоды 2022 - 2026 годов, то до назначения выездных налоговых проверок лиц, в отношении которых выявлены налоговые риски, ФНС России рекомендует приглашать налогоплательщиков для информирования их о выявленных рисках, о положениях статьи 6 Закона № 176-ФЗ, а также для представления налогоплательщиками пояснений. Т.е. налоговый орган указывает на так называемые "предпроверочные мероприятия", которые, по идее должны дать основание налогоплательщику "исправиться" до назначения проверки, чтобы появилась возможность использовать правила, предусмотренные введенной налоговой амнистией.

Но при этом мы хотели бы обратить внимание на следующее:

1) обязательность проведения указанных выше предпроверочных мероприятий не установлена (даже ФНС России указывает на "рекомендацию" их проводить, а не обязанность). Т.е. теоретически налоговая проверка (в том числе по вопросам дробления) может быть начата и без "предварительных предупреждений";

2) отказ от дробления необходимо реализовать с 01.01.2025, и, соответственно, чем позже после этой даты налогоплательщик будет пытаться это сделать, тем меньше у него будет оставаться возможностей для реализации такого отказа. Например, отказ от УСН с 01.01.2025 возможен при условии подачи соответствующего заявления в срок не позднее 15.01.2025. Для объединения деятельности на базе какого-то одного из участников группы требуется переоформление юридических документов, возможно - проведение реорганизации, что в принципе невозможно сделать "задним числом" и т.п.

Т.е. на самом деле, на наш взгляд, для принятия решения об отказе от дробления бизнеса налогоплательщику необходимо использовать период времени до начала 2025 года (или, как максимум, до 15.01.2025). Реализовать такой отказ позднее уже будет затруднительно (если только не рассматривать вариант "искусственной" доплаты налогов без каких-то структурных изменений, но это само по себе кажется нам сложным и рискованным для применения).

Соответственно, мы считаем, именно в указанный выше срок (до начала 2025 года) надо постараться принять управленческое решение по данному вопросу. Мы не можем исключить вариант "невыявления" налоговым органом фактов дробления, имеющих место в каких-то конкретных ситуациях. Но хотим напомнить, что введенная статьей 6 Закона № 176-ФЗ амнистия касается исключительно налоговых доначислений по вопросам дробления бизнеса за периоды 2022 - 2024 гг. Введение её в действие не означает, что выявленное дробление после, например, 2026 года не будет считаться нарушением законодательства и влечь, в том числе, возможно, уголовную ответственность.

Также напомним, что крайний срок назначения выездной налоговой проверки за 2024 год истекает 31.12.2027.

Исп.  Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено