121/1833
Новое на сайте

О Письме ФНС РФ о порядке применения СОИДН и Законах о приостановлении действия и денонсации СОИДН между РФ и Латвией

Информируем о Письме ФНС России от 09.03.2023 № ШЮ-4-13/2691@ "О налогообложении иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации, а также порядке применения положений СОИДН" (далее - Письмо ФНС РФ), в котором ФНС РФ обобщила ответы на вопросы о порядке налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ, а также ответы на вопросы о применении положений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ с иностранными государствами (далее - СОИДН), а также разъяснила, как, применяя положения СОИДН, необходимо учитывать Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24.11.2016 (далее - Многосторонняя конвенция), привела перечень государств страны, с которыми заключены СОИДН, в отношении которых применима Многосторонняя конвенция. На примере СОИДН между РФ и Кипром разъясняется, каким образом определяется, будет ли действовать Многосторонняя конвенция.

В ответах на вопросы о применении СОИДН контролирующий орган разъяснил следующее.

На вопрос о возможности применения СОИДН ФНС указала на то, что первоначально необходимо определить вид выплачиваемого дохода и убедиться, что НК РФ предусматривает взимание налога у источника выплаты с такого дохода. Со ссылками на п. 1 ст. 309 НК РФ, в которой перечислены доходы от источников РФ, не связанные с осуществлением деятельности иностранной организацией в РФ и подлежащие налогообложению в России, ФНС РФ указала на то, что такие доходы облагаются налогом независимо от формы, в которой они получены, в частности, в натуральной или иной неденежной форме. Отсутствие норм в НК РФ о налогообложении какого-либо дохода, не предоставляют налоговым органам дополнительных оснований для налогообложения в соответствии с СОИДН.

Также в Письме ФНС РФ сделан вывод о том, что положения СОИДН не представляют возможности выбора налоговым агентам (налогоплательщикам) государства, в котором необходимо уплатить налог. На примере положений ст. 9 СОИДН между РФ с Республикой Беларусь, согласно которому дивиденды, выплачиваемые российским предприятием лицу в Беларуси, могут облагаться налогом в Беларуси (п. 1 ст. 9 СОИДН с Республикой Беларусь), но вместе с тем у Российской Федерации в такой ситуации также есть право взимать налог, но не более 15% (п. 2 ст. 9 СОИДН с Республикой Беларусь), налоговый орган сделал вывод о том, что такие положения СОИДН не означают, что белорусский налогоплательщик может выбирать, заплатить ему налог в России или в Беларуси. В данной ситуации российский налоговый агент обязан удержать 15% с дивидендов, выплачиваемых лицу в Беларуси. После этого получатель сможет зачесть удержанный таким образом налог против своих обязательств в Беларуси (ст. 20 СОИДН с Республикой Беларусь).

Указанный вывод является на наш взгляд значимым, поскольку в СОИДН с другими государствами содержатся аналогичные положения, касающиеся налогообложения дохода в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией иностранным участникам.

В комментируемом Письме ФНС рассмотрен вопрос о применении налоговой ставки, в случае, если в СОИДН установлена ставка выше, чем предусмотрена НК РФ. Как разъяснила ФНС РФ, положения СОИДН не устанавливают новые налоговые ставки, а только ограничивают ставки налога, предусмотренные НК РФ. Если СОИДН предусматривает более высокую ставку налога у источника выплаты, чем предусмотрена НК РФ, то применяется ставка, предусмотренная НК РФ.

В части применении положений СОИДН о "Других доходах" (иных доходах) ФНС РФ разъяснила следующее. Положения статьи "Другие доходы" обычно распространяется на доходы, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях СОИДН. Это доходы, не образующие прибыль от предпринимательской деятельности и не относящиеся ни к одной из специальных категорий доходов, упомянутых в других статьях СОИДН. Как правило, это разовые доходы случайного характера, которые невозможно или крайне затруднительно отнести к какому-либо из видов доходов, рассматриваемых в других статьях СОИДН (например, доходы, полученные в виде выигрышей и призов, благотворительной помощи, подарков, алиментов).

ФНС РФ подчеркнула, что квалификация дохода согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ не означает прямую возможность применения статьи "Другие доходы" (Иные доходы) СОИДН, так как в пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ идет речь об "иных аналогичных" доходах. Таким образом, этот пункт рассматривает аналоги доходов, упомянутых в пп. 1 - 9 пункта 1 статьи 309 НК РФ, а они имеют вполне характерную природу и могут быть отнесены к соответствующей статье СОИДН.

В Письме также приведен порядок применения Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24.11.2016 на примере Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в г. Никозии 05.12.1998).

В комментируемом Письме ФНС подчеркнула то, что Многосторонняя конвенция применяется в случае, если страны, резидентами которых являются участники сделки, выбрали одинаковый режим присоединения к данной конвенции. В Письме приведен перечень таких стран для применения конвенции по сделкам с участием резидентов РФ на сегодня. Согласно этому перечню Многосторонняя конвенция применима в отношении СОИДН, заключенных со следующими государствами: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания Дания, Исландия, Индия, Индонезией, Ирландия, Израиль, Канада, Катар, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Польша, Португалия, Республика Казахстан, Республика Корея, Саудовская Аравия Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция.

Полный текст Письма ФНС России от 09.03.2023 № ШЮ-4-13/2691@ направляем для ознакомления в приложении к настоящему сообщению.

При этом мы также хотим проинформировать о следующем.

Несмотря на наличие в приведенном выше перечне стран, выбравших вместе одинаковый с РФ режим применения Многосторонней конвенции, Латвии, положения этой Конвенции к СОИДН между РФ и Латвией фактически в настоящее время не применяются, т.к. данное действие СОИДН было приостановлено Указом Президента РФ от 26.09.2022 № 668 с 26.09.2022. И помимо этого 28.02.2023 были приняты Федеральные законы № 39-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Закон № 39-ФЗ) и № 40-ФЗ "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Закон № 40-ФЗ).

Законы № 39-ФЗ и № 40-ФЗ опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28.02.2023, и по общему правилу документы вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, т.е. с 11.03.2023.

Законами № 39-ФЗ и № 40-ФЗ приостановлено действие и денонсировано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 20.12.2010 (далее - Соглашение).

Напомним, что положениями Соглашения определялся порядок налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, доходов от недвижимого имущества, доходов от работы по найму, гонораров директоров, доходов артистов и спортсменов. Также данное соглашение содержало положения о недискриминации, об обмене информацией, об ограничении налоговых льгот, а также устанавливало порядок взаимосогласительных процедур и устранения двойного налогообложения.

Соглашение предусматривало возможность применения пониженных налоговых ставок, в частности, отношении налога, взимаемого при выплате дохода в виде дивидендов, также до денонсации Соглашения зачет налога, уплаченного налоговым агентом одного государства, был возможен в рамках СОИДН в другой стране. После прекращения действия Соглашения об избежании двойного налогообложения, уплата налогов осуществляется во всех государствах в соответствии с установленными требованиями.

Приятие Закона № 39-ФЗ о приостановлении действия соглашения обусловлено положениями ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон № 101-ФЗ) и действиями Латвийской Республики, которая 16.05.2022 года приостановила действие Соглашения. Со стороны РФ действие Соглашения было приостановлено Указом Президента РФ от 26.09.2022 № 668 с 29.09.2022 в соответствии с п. 4 ст. 37 Закона № 101-ФЗ.

В силу положений ст. 39 Закона № 101-ФЗ приостановление действия международного договора РФ, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает РФ от обязательства выполнять в течение периода приостановления договор в своих отношениях с теми его участниками, с которыми приостанавливается действие договора, и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими его участниками.

Законом № 40-ФЗ Соглашение было денонсировано. В соответствии со ст. 38 Закона № 101-ФЗ основным последствием прекращения международного договора РФ является освобождение РФ от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения, при условии, что договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками.

Возможность денонсации предусмотрена ст. 31 Соглашения, но с учетом того, что действие соглашения приостановлено Указом Президента РФ от 26.09.2022 № 668 с 26.09.2022, указанной даты Соглашение не исполняется его сторонами, денонсация только формально фиксирует дату прекращения Соглашения.

Согласно ст. 31 Соглашения, которой определен порядок денонсации, документ остается в силе до тех пор, пока одна из его сторон не прекратит его действие. При этом по дипломатическим каналам эта сторона должна письменно уведомить другую сторону о прекращении действия соглашения. Сделать это следует не позднее, чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года после истечения 5 лет с даты вступления соглашения в силу. В таком случае Соглашение перестает действовать в обоих Договаривающихся Государствах:

- в отношении налогов, удерживаемых у источника, на доходы, возникающие 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором было направлено уведомление;

- в отношении других налогов на доходы и капитал - для налогов, относящихся к любому налоговому году, начинающемуся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором было направлено уведомление.

Таким образом, в случае направления российской стороной уведомления о денонсации соглашения с Латвией в срок до 30.06.2023 года, его действие прекратится с 01.01.2024. Но с учетом того, что действие Соглашения было приостановлено Указом Президента РФ от 26.09.2022 № 668 с 26.09.2022, фактически Соглашение не действует уже сейчас.

Исп. Высоцкая Е.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено