ФНС об учете расходов на приобретение прав на программное обеспечение при налогообложении прибыли

Информируем о письме ФНС РФ от 13.04.11 №КЕ-4-3-/7756.

В данном письме ФНС РФ обратилась к вопросу учета расходов на приобретение прав на программное обеспечение (ПО) при налогообложении прибыли.

Чиновники рассмотрели две ситуации: компьютер покупается без минимального набора программ и компьютер покупается вместе с программами. При этом ФНС настаивает, что Затраты на приобретение прав на программное обеспечение, необходимое для эксплуатации технического средства, следует рассматривать как расходы на доведение этого объекта до состояния, в котором он пригоден для использования.

Прежде всего, авторы письма отметили, что имущество, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, и при этом имеет первоначальную стоимость более 40 000 рублей, признается основным средством (п. 1 ст. 257 НК РФ). Как видно из этого определения, материальный объект (совокупность материальных объектов) может быть основным средством только в том случае, если он способен исполнять определенную функцию, используемую в производстве или для управления организацией. Именно с этой точки зрения чиновники рассмотрели вопрос об учете программного обеспечения в двух ситуациях.

Первая ситуация. Компьютер покупается без минимального ПО (то есть сам по себе не может быть использован в деятельности налогоплательщика). Программы приобретаются отдельно и затем устанавливаются на компьютере. По мнению ФНС, расходы на приобретение прав на программное обеспечение, необходимого для эксплуатации компьютера, следует рассматривать как расходы на доведение этого объекта до состояния, в котором он пригоден для использования. А такие расходы на основании пункта 1 статьи 257 НК РФ включаются в первоначальную стоимость основного средства. При этом объем и свойства необходимого ПО определяются целью приобретения компьютера.

Вторая ситуация. Компьютер покупается вместе с программным обеспечением, позволяющим реализовывать заявленные продавцом потребительские свойства этой вычислительной техники. В этом случае ПО также будет неотъемлемой частью технического средства — компьютера. То есть выделять стоимость программ из стоимости вычислительной техники не нужно. Начало использования организацией этих конкретных потребительских свойств будет означать начало эксплуатации объекта основных средств. Если установленное на компьютере программное обеспечение используется только для того, чтобы адаптировать другие приобретаемые программы к особенностям конкретной организации, то суммы амортизации по такому техническому средству нужно включить в состав расходов на создание нематериальных активов и доведение их до состояния, пригодного к использованию (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Следует признать, что контролирующие органы не в первый раз высказываются о том, что стоимость ПО, приобретаемого вместе с техникой, для целей налогообложения прибыли должна формировать стоимость амортизируемого имущества, а не включаться в текущие расходы. И аргументы, приводимые ими, действительно имеют право на существование.

Вместе с тем, они не в полной мере однозначны. Так, например, организация может доказать, что и без приобретаемого ПО (обычно речь идет о Windows или других операционных системах) компьютер может использоваться в деятельности организации (например, работая в DOS-режиме).

Таким образом, рассматриваемое письмо ФНС РФ должно служить основной для оценки налогового риска. При этом самым безрисковым решением будет следование позиции, отраженной в прилагаемом ниже письме. Однако это не исключает и иной обоснованный подход.

Например, до сих пор в судебных инстанциях налогоплательщикам успешно удавалось доказывать обоснованность включения в текущие расходы (причем единовременного включения) затрат на ПО. Примером такого решения может служить постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.10 по делу №А57-4800/2009).

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено