О проверках исполнения работодателями обязанностей по предоставлению информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей

Ранее (06.10.2014) в рамках текущего обслуживания мы информировали о новой форме подачи информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. В дополнение к указанному сообщению мы бы хотели проинформировать также о проверках исполнения работодателями обязанностей, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в РФ" на территории Санкт-Петербурга[1]. Так, районными прокуратурами города подготовлены и направлены в соответствующие СПБ ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" Агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга запросы о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей). При получении ответа от Агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга о непредоставлении такой информации, прокуратура района в защиту интересов неопределенного круга лиц обращается с иском об обязании конкретного работодателя подавать необходимые сведения (информацию), согласно установленной форме и в установленные сроки.

Позиция прокуратуры основывается на положениях пункта 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в РФ", действовавших на протяжении 20 лет в различных редакциях.

Согласно текущей редакции указанного выше пункта работодатели обязаны предоставлять органам службы занятости "информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов".

Иными словами, при грамматическом толковании данного пункта, данной нормой ст. 25 определена обязанность работодателя предоставлять:

  • ­ информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • ­ информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Для исполнения указанных выше обязанностей Комитетом по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга разработано 2 формы:

  • ­ для информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей - форма утверждена распоряжением от 15.09.2014 №168-р, которое опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга[2]. Распоряжение вступило в силу с момента его подписания, за исключением положений пункта 2.3, содержащего возможность подачи информации в электронной форме через информационно-интерактивный ресурс r21.spb.ru посредством простой электронной подписи. Указанное положение вступает в силу с 01.07.2015[3];
  • ­ для информации в сфере защиты трудовых прав инвалидов (квоты для инвалидов) форма утверждена распоряжением от 27.02.2014 №40-р, которое опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, 20.03.2014 и вступило в силу с 27.02.2014[4]

Таким образом, для всех работодателей Законом РФ "О занятости населения в РФ" предусмотрена обязанность предоставлять в службу занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (исходя из формы, даже при их отсутствии, сведения подавать нужно, но с отметкой о том, что свободных рабочих мест и вакантных должностей в организации нет), а для тех работодателей, среднесписочная численность работников у которых превышает 100 человек, предусмотрена обязанность подавать информацию о созданных или выделенных рабочих местах по квоте для трудоустройства инвалидов, а также локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация, подготовленная в соответствии с формами согласно распоряжениям №168-р[5] и №40-р, должна быть передана службе занятости района не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Проверку соблюдения требований законодательства о занятости населения, как в части исполнения обязанности об информировании о свободных рабочих местах и вакантных должностях, так и в части информирования о соблюдении норм о квотировании рабочих мест для инвалидов, вправе проводить не только прокуратура, как орган, осуществляющий надзор за исполнением законодательства РФ, но и органы содействия занятости населения.

Согласно распоряжению Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2011 №434 "Об утверждении форм акта проверки и распоряжения о проведении проверки" утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять Акты проверок обеспечения государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, исполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нет специальной нормы, предусматривающей ответственность работодателя за нарушение порядка предоставления информации о вакансиях в органы службы занятости, поэтому применяется общая норма статьи 19.7: непредставление или несвоевременное представление в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. За указанные действия(бездействия) санкцией статьи предусмотрено наложение штрафов от 300 до 500 руб. - для должностных лиц и от 3'000 до 5'000 руб. - для юридических лиц.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ утвержден распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2009 №5. (так, например, протокол может быть составлен начальником контрольно-ревизионного отдела или главным специалистом юридического отдела). Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ осуществляют судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Еще раз обратим внимание, что согласно распоряжениям Комитета по труду и социальной политики Правительства Санкт-Петербурга, информация в службу занятости должна быть предоставлена не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока[6]. Иными словами, по истечении 3-месячного срока после определенной даты - 5 число месяца, следующего за отчетным, - работодатель не может быть привлечен к административной ответственности, что, однако, не исключает возможности обращения уполномоченных органов в суд для обязания его совершить действия, предусмотренные законом.

В заключение необходимо отметить и иные положения п. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в РФ", обязывающие работодателя совершить определенные действия, а именно согласно абз. 2 п. 3 ст. 25 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

  • ­ сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);
  • ­ информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов[7].

Исп. Москаленко Л.


[1]Мы не исключаем аналогичных действий органов прокуратуры и на территории других субъектов РФ. При рассмотрении таких действий и выполнении обязанностей работодателей следует руководствоваться правовыми актами (о квотировании рабочих мест для инвалидов, о формах сообщений), принятыми на данной территории.

[2] Ранее действовало распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 17.09.2010 №244 "Об утверждении формы ежемесячного сообщения работодателя о наличии вакантных рабочих мест (должностей)".

[3] При отсутствии в конкретном регионе утвержденной формы, информация о наличии свободных рабочих местах и вакантных должностях может быть представлена согласно Приложению 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 №513.

[4] Напомним, что для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Так, в Санкт-Петербурге установлена квота в размере 2,5% (ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 №280-25).

[5] В связи с вступлением данного распоряжения в силу только с 25.09.2014, информация по указанной форме подлежит подаче начиная уже с октября 2014 г.

[6] Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".

[7] Информации об утвержденных формах для сообщения такой информации не имеется, в связи с чем, по нашему мнению, она может быть представлена в свободной форме.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено