Изменения НК РФ, предусмотренные Законом №202-ФЗ

Обзор положений Федерального закона от 29.11.12 №202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ".

Закон был официально опубликован на интернет портале www.pravo.gov.ru в день своего подписания, т.е. 29.11.12 (в "Российской газете" публикация закона состоялась 03.12.12).

Как нам представляется, основная цель принятия в НК РФ изменений, предусмотренных Законом №202-ФЗ, это реализация разработанных и принятых ранее в этом Минфином РФ Основных направлений налоговой политики РФ на 2013 - 2015 гг. В этом документе были обозначены намерения Правительства РФ по постепенному переходу с взимания налога на имущество организаций в том виде, в котором он существует в 2012 году, к налогообложению недвижимого имущества с одновременным поэтапным отказом от применения установленных в НК РФ льгот по данному налогу.

Эти намерения в итоге нашли реальное воплощение в правках НК РФ, предусмотренных Законом №202-ФЗ.

Однако данный Закон внес изменения не только в главу 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", но также уточнил отдельные положения главы 28 НК РФ "Транспортный налог" и главы 31 НК РФ "Земельный налог".

Рассмотрим эти правки в порядке нумерации изменяемых Законом №202-ФЗ статей НК РФ.

1. Изменения главы 28 НК РФ "Транспортный налог".

На наш взгляд, наиболее существенные изменения, предусмотренные Законом №202-ФЗ в отношении главы 28 НК РФ, касаются правок, вне сенных в статью 361 НК РФ "Налоговые ставки", которая дополняется новым пунктом 4, содержащим правило о том, что в случае, если налоговые ставки по транспортному налогу не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным непосредственно в самом Кодексе.

Напомним, что общие нормы о транспортном налоге определены положениями главы 28 НК РФ, но на территории конкретного субъекта РФ налог устанавливается путем принятия соответствующего Закона субъекта РФ, в котором определяется ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также дополнительные налоговые льготы.

С учетом этого, до сих пор могла сложиться ситуация, при которой устанавливая на своей территории транспортный налог, Закон конкретного субъекта РФ мог не определить ставку по каким-либо отдельным видам транспортных средств.

При этом налогоплательщик мог обоснованно утверждать, что на территории соответствующего субъекта РФ в отношении данного вида транспортных средств транспортный налог не установлен и уплате не подлежит (налоговая ставка является существенным элементом налогообложения согласно нормам статьи 17 НК РФ, и если она не определена, то налог в целом должен считаться не установленным).

Эту "проблему" решил Закон №202-ФЗ, согласно которому с учетом указанного выше дополнения статьи 361 НК РФ в ситуации, если Законом субъекта РФ по какому-либо виду транспортных средств ставка налога не будет определена, то она должна считаться установленной в размере, определенной для данной категории транспорта непосредственно в НК РФ.

Вступает в силу данное уточнение с 01.01.2013.

2. Изменения главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций".

2.1. Статья 374 НК РФ "Объект налогообложения".

Изменения, внесенные Законом №202-ФЗ в статью 374 НК РФ, являются своеобразным предвестником обозначенных выше планов Минфина РФ постепенному полному отмену налоговых льгот по налогу на имущество организаций. Однако непосредственно данные правки пока еще никакого влияния на налоговую нагрузку налогоплательщиков не окажут. Более того, в данном случае можно будет говорить о неком упрощении для них порядка учета в соответствующей части.

Связано это со следующими обстоятельствами.

Закон №202-ФЗ исключает из текста статьи 381 НК РФ "Налоговые льготы" отдельные льготы по налогу на имущество, но одновременно с этим часть из них "переносит"  в пункт 4 статьи 374 НК РФ, где определен перечень объектов основных средств, не признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, в итоге по данной "перенесенной части" отменяемых льгот налоговая нагрузка налогоплательщика по налогу на имущество не изменится. Даже наоборот, он получит право не отчитываться по данным видам имущества, как должен был делать по льготируемым объектам, и не представлять в налоговый орган для проверки документы, подтверждающие обоснованность примененной льготы. Напомним, что по правилам статьи 88 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность примененных льгот, могут запрашиваться в ходе камеральных проверок, а аналогичного права по документам, подтверждающим правомерность неотнесения активов к объектам налогообложения, в НК РФ у налоговых органов нет.

К названным "перенесенным" видам имущества Закон №202-ФЗ отнес:

  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Более существенным и затрагивающим абсолютное большинство налогоплательщиков изменением статьи 374 НК РФ, является включение в перечень не признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество основных средств движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств после 01.01.2013.

С учетом данной правки все объекты движимого имущества, принимаемые на учет в качестве основных средств после 01.01.13, не будут подпадать под налогообложение по налогу на имущество организаций. По вновь принимаемым к учету после 01.01.13 основным средствам только объекты недвижимости будут облагаться налогом на имущество.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств до 01.01.2013, будет по-прежнему формировать налоговую базу по налогу на имущество до момента полного переноса своей стоимости на издержки производства и обращения либо до момента своего выбытия из состава основных средств

Таким образом, намерения Минфина РФ по переходу от налога на имущества организаций к налогу на недвижимое имущество начала уже частично реализовываться, по крайней мере, в отношении вновь принимаемых после 01.01.13 объектов.

Отдельно хочется отметить, что Закон №202-ФЗ не изменил формулировку объекта налогообложения по налогу на имущество, оставив в ней указание на отнесение к нему объектов движимого и недвижимого имущества, учитываемых налогоплательщиком на балансе в соответствии с правилами бухгалтерского учета в составе основных средств.

А это означает, что кроме движимых объектов, принятых к учету до 01.01.13, и недвижимого имущества в объект налогообложения по налогу на имущество будут по-прежнему попадать (независимо от даты принятия на учет) такие виды объектов учета, отражаемые по правилам бухучета на счете 01 "Основные средства", как капитальные вложения в арендованные объекты в виде их неотделимых улучшений (как объекты, которые прямо не могу быть отнесены к понятию "движимое имущество). По крайней мере на момент подготовки настоящего Обзора иных разъяснений контролирующих органов подготовлено не было.

2.2. Статья 381 НК РФ "Налоговые льготы".

Как указано выше, Закон №202-ФЗ целый ряд налоговых льгот по налогу на имущество организаций перенес из состава налоговых льгот в перечень основных средств, не признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество (см. выше).

Однако, в текст статьи 381 НК РФ Закон №202-ФЗ внес и более существенные льготы, влекущие за собой полную отмену возможности применения льготы по части объектов, по которым она до сих пор действовала.

Речь идет о положениях пункта 11 статьи 381 НК РФ, который с 01.01.2013 излагается Законом №202-ФЗ в новой редакции, из которой по сравнению с ранее действовавшей исключаются нормы, относящие к составу льготируемого имущества железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (по перечню Правительства РФ). Указанные объекты с 2013 года перестают относиться к льготируемым, а их стоимость формирует налоговую базу по налогу на имущество (с учетом особенностей указанных ниже в отношении правил определения налоговых ставок по данным объектам учета).

2.3. Статья 380 НК РФ "Налоговая ставка".

Закон №202-ФЗ, как указано выше, вывел с 01.01.2013 объекты энергетики из состава льготируемого имущества по налогу на имущество организаций.

Вместе с тем, Закон предусмотрел переходные положения, связанные с определением специальных пониженных по сравнению с общим размером (2,2%) предельных размеров налоговых ставок по налогу на имущество. При этом Закон №202-ФЗ дополнил статью 380 НК РФ пунктом 3, в котором определил, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать:

  • в 2013 году - 0,4%;
  • в 2014 году - 0,7%;
  • в 2015 году - 1,0%;
  • в 2016 году - 1,3%;
  • в 2017 году - 1,6%;
  • в 2018 году - 1,9%.

Отсутствие определения ставки на следующие после 2018 года периоды означает, что в дальнейшем применению будет подлежать общая ставка налога, т.е. 2,2%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, согласно внесенным Законом №202-ФЗ правкам, утверждается Правительством РФ (предполагаем, что для данных целей продолжит свое действие (по крайней мере, на начальном этапе) Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 №504, принятое ранее для целей определения подлежащих льготированию по налогу на имущество указанных выше объектов.

Учитывая дату принятия Закона №202-ФЗ, очевидно, что на 2013 год ни один субъект РФ не успеет установить более низкие ставки налога на имущество по железнодорожным путям общего пользования и объектам энергетики. Это связано с тем, что для вступления в силу закона субъекта РФ с 01.01.2013 по правилам статьи 5 НК РФ он должен был быть не только принят, но и официально опубликован не позднее 01.12.2012 (хотя у законодателей еще остается шанс ввести еще более низкие ставки налога на имущество по указанным выше объектам и придать соответствующему закону обратную силу, как улучшающему положение налогоплательщика).

Соответственно, именно в указанных выше размерах скорее всего будут подлежать налогообложению в рамках налога на имущество указанные выше объекты в 2013 году (т.е. с применением ставки 0,4%).

Это также подтверждает и вводимый в текст статьи 380 НК РФ Законом №202-ФЗ новый пункт 4, который гласит, что если в случае, если налоговые ставки по налогу на имущество не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в самой главе 30 НК РФ.

3. Глава 31 НК РФ "Земельный налог".

Изменения, предусмотренные Законом №202-ФЗ в отношении главы 31 НК РФ, касаются 2-х аспектов:

  1. правки, внесенные в статьи 389 "Объект налогообложения" и 394 "Налоговая ставка" НК РФ, касаются отмены с 01.01.2013 исключения из объекта налогообложения по земельному налогу земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Одновременно с этим данную категорию участков Закон №202-ФЗ отнес к категории земель, для которых действует минимальное значение предельного размера налоговой ставки (0,3% кадастровой стоимости). Напомним, что в такой же категории участков НК РФ относит земли сельскохозяйственного назначения, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  2. другая категория изменений главы 31 НК РФ Законом №202-ФЗ также затрагивает статью 394 НК РФ "Налоговая ставка", дополняя ее новым пунктом 3 о том, что в случае, если налоговые ставки по земельному налогу не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным непосредственно в главе 31 НК РФ.

Данная правка, также как и по транспортному налогу, позволит с 01.01.2013 взимать земельный налог со всех видов земельных участков, даже в тех случаях, когда по тем или иным их категориям на местном уровне (уровне законов Москвы и Санкт-Петербурга) размеры налоговых ставок будут не определены.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено