Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем об очередных изменениях Налогового кодекса РФ.
В данном случае речь идет о двух федеральных законах, подписанных Президентом РФ и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 20.04.2021, а именно о:
1) Федеральном законе от 20.04.2021 № 100-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую и часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 100-ФЗ). Подробная информация о наиболее существенных положениях данного закона представлена нами ниже;
2) Федеральном законе от 20.04.2021 № 101-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 101-ФЗ), вносящем изменения практически во все основные главы второй части Кодекса: в главы 21 "НДС", 23 "НДФЛ", 25 "Налог на прибыль организаций", 25.3 "Государственная пошлина", 28 "Транспортный налог", 30 "Налог на имущество организаций" и 34 "Страховые взносы". При этом все предусмотренные Законом № 101-ФЗ изменения связаны с переносом чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 на 2021-й год и продлением до конца 2021 года тех налоговых льгот и освобождений, которые ранее были внесены в НК РФ в связи с подготовкой и проведением в России мероприятий указанного чемпионата.
Закон № 101-ФЗ вступил в силу сразу с момента своего официального опубликования и распространил своё действие на отношения, возникшие с 01.01.2021.
Поскольку указанные выше льготы и освобождения, в основном, прямо или косвенно затрагивают связанную с организацией и проведением в РФ чемпионата Европы по футболу деятельность самого UEFA, его дочерних организаций, Российского футбольного союза, локальных организационных структур, коммерческих партнеров UEFA, поставщиков товаров (работ, услуг) UEFA и вещателей UEFA, мы подробно рассматривать соответствующие положения не будем.
Далее нами представлен обзор наиболее существенных правок НК РФ, предусмотренных обозначенным выше Законом № 100-ФЗ.
В целом новый Закон направлен на упрощение порядка получения физическими лицами имущественных и инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за счет введения в НК РФ положений, которые позволят несколько автоматизировать процесс их предоставления налогоплательщикам и упростить саму процедуру (в том числе, в связи с отказом от обязательности для налогоплательщика для получения указанных вычетов представлять налоговую декларацию по НДФЛ по итогам соответствующего налогового периода).
Однако не все положения Закон № 100-ФЗ связаны исключительно с указанными выше вопросами.
В частности, предусмотренные этим Законом правки первой части НК РФ не имеют никакого отношения к НДФЛ и применению налоговых вычетов при расчете данного налога.
Так, в первой части НК РФ Закон № 100-ФЗ уточняет положения пункта 3.2 статьи 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)", касающиеся иностранных организаций, имеющих недвижимость на территории РФ и обязанных представлять в налоговые органы сведения о своих участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих).
До сих пор пункт 3.2 статьи 23 НК РФ содержал требования об указанном выше представлении информации, но никакого конкретного порядка, ни точных сроков представления в самой статье 23 НК РФ при этом определено не было.
Соответствующие правила можно было обнаружить в абзаце втором пункта 3 статьи 386 НК РФ (относится к главе о налоге на имущество организаций). Согласно ему было установлено, что иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения по главе 30 НК РФ, одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на имущество (т.е. в срок до 30 марта следующего за отчетным года) представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5%.
Закон № 100-ФЗ указанный абзац в пункте 3 статьи 386 НК РФ признается утратившим силу, перенося его основные положения в новую редакцию пункта 3.2 статьи 23 первой части НК РФ.
С учетом этого "переноса" можно установить, что:
1) исключена зависимость обязанности представления указанных сведений от наличия у иностранной организации на территории РФ объекта налогообложения по налогу на имущество организаций (т.е. объекта недвижимости). В итоге обязанность распространена на все иностранные организации (иностранные структуры без образования юридического лица), которые согласно НК РФ должны стоять на налоговом учете в РФ. Исключение сделано только для иностранных организаций, стоящих на учете в налоговых органах РФ в связи с оказанием на территории РФ услуг в электронной форме (порядок постановки на налоговый учет таких организаций определен пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) - такие организации не должны будут представлять сведения о своих участниках;
2) обязанность представления сведений об участниках стоящей на налоговом учете в РФ иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведений о её учредителях, бенефициарах и управляющих) должна исполняться ежегодно в срок не позднее 28 марта (вместо ранее установленного срока, соответствующего сроку представления декларации по налогу на имущество организаций, т.е. не позднее 30 марта следующего за отчетным года);
3) как и ранее, указано, что при подаче раскрываются сведения по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления;
4) сохранено условие о том, что представляемая информация должна включать раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5%;
5) также сохранено условие о том, что при учете иностранной организации в нескольких разных налоговых инспекциях на территории РФ выбор того, куда конкретно следует представлять указанные выше сведения, осуществляется самостоятельно. Правда, теперь будет получаться, что таким "выбранным" налоговым органом может быть любой налоговый орган РФ, где иностранная организация стоит на налоговом учете по любому из оснований, а не только по основанию наличия в РФ недвижимости, как получалось ранее. О необходимости какого-либо информирования о сделанном иностранной организацией выборе в тексте пункта 3.2 статьи 23 НК РФ по-прежнему ничего не сказано.
Помимо этого Закон № 100-ФЗ впервые вводит ответственность за нарушение указанного выше порядка представления иностранными организациями сведений. Новый пункт 2.1 статьи 129.1 НК РФ будет предусматривать привлечение иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) к налоговой ответственности за неправомерное непредставление или несвоевременное представление сообщения, предусмотренного пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ, в виде штрафа в размере 50'000 рублей.
Согласно Закону № 100-ФЗ указанные выше изменения статьи 23 НК РФ и 129.1 НК РФ вступают в силу через месяц после официального опубликования, т.е. с 21.05.2021.
В этом плане для нас не очень ясно, как именно начнет действовать новый порядок, если принять во внимание, что срок 28 марта 2021 года для представления сведений за 2020-й год (если применить новую редакцию НК РФ) к моменту принятия данных правок уже прошел, и ничего в отношении того, как должна быть предусмотренная пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ обязанность исполнена за 2020 год, и сможет ли за 2020 год уже применяться та ответственность, которой в Кодексе до сих пор не было, отдельно не установлено.
Все прочие положения Закона № 100-ФЗ (кроме ряда технических корректив, которые в данном обзоре нами рассматриваться не будут) связаны с упрощением процедуры получения физическими лицами имущественных и инвестиционных вычетов по НДФЛ. Наиболее важные из таких изменений рассмотрены нами далее подробнее в порядке нумерации изменяемых статей НК РФ.
1. Изменения первой части НК РФ.
1.1. Изменения статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка".
Статья 88 НК РФ дополняется положениями, в соответствии с которыми камеральная налоговая проверка может быть проведена налоговым органом не только в отношении налоговой декларации (расчета), но и на основе заявления налогоплательщика - физического лица о получении им налоговых вычетов в упрощенном порядке (подробнее о самом таком заявлении см. ниже о правках главы 23 НК РФ и введении в её текст новой статьи 221.1 НК РФ).
Определено, что в указанном случае проверка проводится в течение 30 календарных дней со дня представления такого заявления (вместо стандартного срока камеральной налоговой проверки - 3 месяца).
Однако в случае, если до окончания такой камеральной налоговой проверки налоговым органом будут установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения проверки так, чтобы общий срок в любом случае не превысил 3 месяца с момента представления заявления. О продлении срока проверки налогоплательщик узнает либо через свой личный кабинет, либо (при прекращении к нему доступа) получив соответствующее письмо по почте.
В этом плане вводимый порядок в целом схож с правилами сокращенного срока камеральной проверки декларации по НДС (правда, там речь идет о сокращении общего срока всего на 1 месяц, тогда как здесь срок сокращен на 2 месяца или другими словами - в 3 раза).
Но при этом на камеральную проверку на основании заявления о получении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке не распространены правила пункта 3 статьи 88 НК РФ о праве налогового органа при выявлении в ходе проверки ошибок и противоречий запросить у налогоплательщика соответствующие пояснения. Возможно, это связано с отсутствием в данном случае проверяемой декларации, в которой могли бы быть обнаружены противоречия или несоответствия, о которых говорится в пункте 3 статьи 88 НК РФ.
Изменения статьи 88 НК РФ вступают в силу через месяц после официального опубликования, т.е. с 21.05.2021.
1.2. Изменения статьи 102 НК РФ "Налоговая тайна".
Введение особого порядка представления инвестиционных налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке потребовало уточнения режима налоговой тайны в части сведений, поступивших от налогового органа налоговым агентам в рамках установленных новой статьей 219.1 НК РФ правил обмена информацией (подробнее см. ниже).
В связи с этими правками статьи 102 НК РФ режим налоговой тайны распространен на следующие сведения:
- об использовании (о неиспользовании) налогоплательщиком - физическим лицом права на получение инвестиционного налогового вычета в упрощенном порядке в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и иных договоров, прекращенных с переводом активов на этот индивидуальный инвестиционный счет в порядке, предусмотренном пунктом 9.1 статьи 226.1 НК РФ;
- о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу.
Доступ к указанным выше сведениям, составляющим налоговую тайну, у налоговых агентов имеют работники, определяемые руководителями (заместителями руководителей) таких организаций.
Изменения статьи 102 НК РФ вступают в силу через месяц после официального опубликования, т.е. с 21.05.2021.
1.3. Введение новых видов налоговой ответственности для налоговых агентов и банков в связи с предоставлением ими недостоверных сведений в рамках получения физическими лицами налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке.
Закон № 100-ФЗ вводит налоговую ответственность за представление налоговыми агентами налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения физическим лицом инвестиционных налоговых вычетов в упрощенном порядке (новая статья 126.2 НК РФ, предусматривающая для налогового агента штраф в размере 20% налога, неправомерно полученного физическим лицом в виде инвестиционного вычета в результате на основании представленных налоговым агентом недостоверных сведений (с условием об освобождении от такой ответственности в случае самостоятельного исправления обнаруженных налоговым агентом ошибок до того, как он узнал об их обнаружении налоговым органом)).
В аналогичном порядке вступает в силу вводимая в текст Кодекса новая статья 135.3 НК РФ, предусматривающая специальную налоговую ответственность для банков в случае представления ими недостоверных сведений в рамках процедуры получения физическим лицом имущественного налогового вычета в упрощенном порядке в части информации о фактически произведенных физическим лицом расходах на новое строительство либо приобретение на территории РФ одного или нескольких объектов недвижимого имущества и (или) на погашение процентов (в целом условия и размер ответственности для банков по этой статье совпадают с положениями указанной выше новой статьи 126.2 НК РФ).
И статья 126.2 НК РФ, и статья 135.3 НК РФ вводятся в действие через месяц после официального опубликования, т.е. с 21.05.2021.
2. Изменения второй части НК РФ.
Как уже указано выше, во второй части НК РФ Закон № 100-ФЗ отменяет действие абзаца второго пункта 3 статьи 386 НК РФ ("перенося" его нормы, касающиеся иностранных организаций, стоящих на учете в налоговых органах на территории РФ, в статью 23 первой части НК РФ)
Все остальные предусмотренные рассматриваемым Законом изменения второй части НК РФ затрагивают исключительно главу 23 НК РФ "НДФЛ".
Рассмотрим наиболее существенные из них, на наш взгляд, подробнее.
2.1. Изменения статьи 219 НК РФ "Социальные налоговые вычеты".
Закон № 100-ФЗ изменил в сторону упрощения процедуры для физического лица порядок применения социальных налоговых вычетов по НДФЛ, когда такие вычеты по выбору самого физического лица предоставляются ему через налогового агента (а не путем возврата налоговым органом суммы ранее удержанного при получении доходов налога на основании представления по итогам налогового периода налоговой декларации по НДФЛ).
Упрощение в данном случае касается процедуры, при которой налоговый агент начинает представлять физическому лицу (например, своему работнику) социальный налоговый вычет при исчислении и удержании НДФЛ с сумм выплачиваемых в течение года этому лицу доходов.
До сих пор такой порядок предполагал необходимость представления физическим лицом налоговому агенту полученного им в налоговом органе подтверждения права на получение социального вычета по НДФЛ. С учетом внесенных изменений установлено, что физическое лицо, как и ранее будет обращаться в налоговый орган в течение налогового периода (года) с заявлением на получение социального вычета, к которому должен приложить подтверждающие его право на вычет документы. А налоговый орган после проверки полученных сведений (на что ему дается 30 календарных дней) проинформирует о результатах проверки налогоплательщика (через личный кабинет или при прекращении к нему доступа у физического лица - по почте), но само подтверждение права на вычет будет направлено налоговым органом сразу напрямую налоговому агенту. И, соответственно, физическому лицу уже ничего подобного налоговому агенту представлять не надо будет - только заявление на получение вычета.
Как налоговый орган поймет, какому именно налоговому агенту (если их несколько у физического лица) следует направить указанное выше подтверждение, из текста внесенных в статью 219 НК РФ правок не очень понятно. Но возможно, этот вопрос будет решен через уточнение налоговым органом формы заявления, с которым к нему будет обращаться физическое лицо, представляя одновременно для проверки подтверждающие право на социальный вычет документы.
Предусмотренные Законом № 100-ФЗ изменения статьи 219 НК РФ вступают в силу с 01.01.2022.
2.2. Изменения статьи 219.1 НК РФ "Инвестиционные налоговые вычеты".
Закон № 100-ФЗ предусмотрел следующие новые особенности получения физическим лицом инвестиционных налоговых вычетов по НДФЛ в отношении средств, размещенных налогоплательщиком на индивидуальном инвестиционном счете (в дополнение к тем особенностям, что ранее уже были определены в пунктах 3 и 4 статьи 219.1 НК РФ):
- налоговый вычет предоставляется в случае, если налогоплательщик не воспользовался правом на получение налогового вычета (в размере не более 400'000 рублей средств, размещенных на индивидуальном инвестиционном счете) по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета. Данное условие согласно Закону № 100-ФЗ будет применяться к правоотношениям по предоставлению инвестиционного налогового вычета при исчислении налоговой базы по НДФЛ за налоговые периоды начиная с 2022 года;
- налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику в упрощенном порядке, установленном новой статьей 221.1 НК РФ, при наличии в налоговом органе подтверждающих факт зачисления налогоплательщиком денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет сведений, представленных налоговым агентом по формату, утвержденному ФНС РФ, в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена такой информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке. В этой части правки статьи 219.1 НК РФ вводятся в действие уже через месяц после официального опубликования Закона № 100-ФЗ, т.е. с 21.05.2021. О самом указанном упрощенном порядке и новой статье 221.1 НК РФ подробнее см. ниже.
2.3. Изменения статьи 220 НК РФ "Имущественные налоговые вычеты".
Закон № 100-ФЗ предусматривает достаточно большие по объему изменения, затрагивающие вопросы применения имущественного налогового вычета по НДФЛ по расходам на новое жилье:
1) Закон уточняет момент возникновения права на вычет в зависимости от вида приобретаемого (создаваемого) объекта. Общее правило - с даты регистрации права собственности. Главные особенности касаются ситуаций приобретения прав на квартиру, комнату или долю (доли) в них в строящемся доме. В этом случае установлено, что право на имущественный налоговый вычет возникает с даты передачи объекта долевого строительства застройщиком и принятия его участником долевого строительства по подписанному ими передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. При этом также предусмотрено, что налогоплательщик вправе обратиться за получением такого вычета и после государственной регистрации права собственности налогоплательщика на данные квартиру, комнату или долю (доли) в них. Интересно, что именно эта особенность (установление момента возникновения права на имущественный вычет при приобретении прав на квартиру, комнату или долей в них в строящемся доме) до сих пор напрямую в НК РФ не была установлена (что при буквальном прочтении текста статьи 220 НК РФ означало возможность применения вычета только по факту оформления права собственности на построенное жилье), но контролирующие органы и ранее в своих официальных письмах указывали на право заявления вычета по факту подписания акта приема-передачи построенного объекта (например, см. письмо ФНС России от 01.12.2017 № ГД-4-11/24458@ с направлением для применения налоговыми органами письма Минфина РФ, содержащего аналогичную позицию). И при всём при этом вводимая рассматриваемым Законом № 100-ФЗ напрямую в текст Кодекса соответствующая норма согласно самому Закону № 100-ФЗ будет применяться к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета в отношении объекта долевого строительства или доли (долей) в нем, переданных застройщиком и принятых участником долевого строительства только с 01.01.2022. На наш взгляд, такой порядок ввода в действие ставит в некоторую неопределенность вопрос о применении этого же подхода к более ранним налоговым периодам, в том числе о возможности ссылаться на ранее выпущенные разъяснения ФНС РФ и Минфина РФ, которые и не предполагали ничего иного, но теперь могут быть признаны вступившими в прямое противоречие с текстом НК РФ;
2) Закон уточняет перечень необходимых для налогоплательщика документов, подтверждающих его право на вычет. С одной стороны, в новой редакции этого перечня дополнительно указаны ранее не упомянутые там виды объектов недвижимости, расходы на приобретение (строительство) которых дают право на вычет (с определением видов документов, необходимых для заявления вычета по таким объектам). Но главное - из перечня документов исключены упоминания о необходимости представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих его право собственности на соответствующие объекты. По сути, в перечне остались только упоминания о договорах, подтверждающих понесенные расходы на приобретение (создание) объектов, и особенности, касающиеся получения вычетов при приобретении жилья на детей.
Кроме того, из текста статьи 220 НК РФ исключен подпункт 7 пункта 3, требовавший представления налогоплательщиком платежных документов, подтверждающих понесенные им расходы для подтверждения права на применение вычета.
Но зато появился подпункт о документах, подтверждающих распределение имущественного вычета между супругами (заявление налогоплательщиков-супругов о распределении понесенных ими расходов - при строительстве или приобретении на территории РФ такими налогоплательщиками в период брака в совместную собственность одного или нескольких объектов имущества, в том числе с использованием кредитных денежных средств);
3) пункт 4 статьи 220 НК РФ, где установлен лимит размера имущественного вычета в части процентов, уплаченных налогоплательщиком по кредитному договору, заключенному в целях приобретения (строительства) жилья (3 млн. руб.) дополнен однозначным указанием на то, что вычет в размере таких процентов может быть предоставлен в отношении только одного объекта недвижимого имущества;
4) по аналогии с рассмотренными выше правками порядка предоставления социальных вычетов по НДФЛ (см. выше правки статьи 219 НК РФ) по выбору налогоплательщика не налоговым органом по окончании года на основе представленной физическим лицом декларации по НДФЛ и подтверждающих право на вычет документов, а через налогового агента, указано, что физическое лицо обращается в этом случае не дожидаясь окончания года в налоговый орган с заявлением и приложением подтверждающих право на имущественный вычет документов, и после проверки полученных документов (на что налоговому органу как и прежде дается 30 календарных дней) подтверждение о праве физического лица на имущественный вычет направляется налоговым органом не налогоплательщику, а напрямую налоговому агенту (само физическое лицо должно лишь узнать о результатах проведенной налоговым органом проверки через свой личный кабинет или при отсутствии доступа к нему из письма, направленного ему налоговым органом по почте);
5) предусмотрена возможность получения данных видов имущественных вычетов (за исключением имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством РФ, т.е. за исключением небанковских процентов по займам, полученным на рефинансирование ранее оформленной ипотеки) в упрощенном порядке. Упрощенный порядок предполагает предоставление вычета на основании документов, полученных налоговым органом не от налогоплательщика, а в рамках предусмотренного НК РФ обмена информацией различными органами с налоговыми органами, а также от банков. Сам упрощенный порядок определен в новой статье 221.1 НК РФ (информацию о ней см. далее).
Возможность получения в упрощенном порядке имущественного налогового вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья и процентам по кредитам (займам), привлеченным на эти цели, предусмотрена также и для сумм остатков неиспользованного ранее такого вычета, заявленного налогоплательщиком в предыдущих периодах, которые могут быть использованы им в последующих периодах (в том числе, если первоначально сам вычет заявлялся налогоплательщиком в "обычном", а не упрощенном порядке, например, потому что в том периоде нормы об упрощенном порядке предоставления вычета еще просто не существовали). Данное уточнение внесено Законом № 100-ФЗ в пункт 9 статьи 220 НК РФ.
Рассмотренные выше изменения статьи 220 НК РФ в целом (кроме указанных выше особенностей, касающихся правил определения периода возникновения прав на вычет по объектам, приобретаемым в рамках долевого строительства) вступают в силу с 01.01.2022.
При этом те правки статьи 220 НК РФ, которые касаются возможности получения имущественного вычета в упрощенном порядке, вводятся в действие уже через месяц после официального опубликования Закона № 100-ФЗ, т.е. с 21.05.2021.
2.4. Введение новой статьи 221.1 НК РФ "Упрощенный порядок получения налоговых вычетов".
Как уже можно было понять исходя из рассмотренных выше правок главы 23 НК РФ, упрощенный порядок получения вычетов предусмотрен для:
- инвестиционных налоговых вычетов в части операций физического лица со средствами на индивидуальном инвестиционном счете;
- имущественных налоговых вычетов в отношении расходов на приобретение (строительство) жилья и уплату процентов по кредитам (займам), привлеченным на эти цели.
На всякий случай отдельно напомним, что право применять указанные и все иные предусмотренные главой 23 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ есть только у лиц, признаваемых в соответствии с названной главой Кодекса налоговыми резидентами РФ.
Сам вводимый упрощенный порядок предполагает следующее:
1) налогоплательщик обращается с заявлением о получении соответствующего вычета в упрощенном порядке в налоговый орган с использованием своего личного кабинета (без какой-либо иной альтернативы для его направления). В заявлении должны быть сразу указаны реквизиты счета для возврата ранее удержанной у физического лица суммы НДФЛ;
2) обратиться с указанным заявлением можно не более чем за 3 года, предшествующие году подачи заявления;
3) условием является наличие в налоговом органе сведений о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджет РФ, т.е. фактически сведений, представленных налоговым агентом в отчете, который на сегодня представляется по форме 2-НДФЛ. От себя добавим, что узнать о наличии таких сведений у налогового органа налогоплательщик может по сведениям своего личного кабинета, где это должно отображаться. А вот как быть, если налоговый агент утверждает об отправке в налоговый орган соответствующих сведений, а в личном кабинете этот факт не отражен, из текста НК РФ не очень ясно.
В любом случае данное условие (наличие у налогового органа сведений из отчета, который на сегодня представляется по форме 2-НДФЛ) означает, что пока эти сведения не будут предоставлены, право на применение упрощенного порядка получения вычетов у физического лица не возникнет. И, следовательно, за истекший календарный год, такое право возникает у физического лица не ранее 01 марта следующего года, так как именно к этой дате истекает срок представления в налоговый орган указанных сведений налоговыми агентами за прошедший год, если только налоговый агент не исполнит обязанность по представлению этих сведений раньше установленного срока, но в любом случае не ранее окончания отчетного года;
4) проверка права физического лица на вычет осуществляется налоговым органом в формате камеральной налоговой проверки исходя из имеющихся у него сведений и данных, полученных в рамках предусмотренного НК РФ обмена налоговой информацией. Срок проверки и информирования через личный кабинет налогоплательщика о её результатах:
- не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, - в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- в течение 20 рабочих дней, следующих за днем представления сведений, - в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
5) результатом проверки должно стать или решение о предоставлении налогового вычета (полностью или частично) или решение об отказе в предоставлении вычета (полностью или частично). На вынесение этого решения налоговому органу дается 3 рабочих дня. На основании принятых решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично налоговым органом определяется сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета на указанный в заявлении банковский счет. При наличии у налогоплательщика недоимки по любым налогам, пени, штрафам, сначала налоговый орган самостоятельно проводит зачет на соответствующую величину;
6) поручение на возврат суммы НДФЛ по итогам проверки в упрощенном порядке направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства в срок не позднее 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом соответствующего решения. Самому казначейству предоставлено 5 рабочих дней непосредственно на сам возврат;
7) при нарушении срока возврата суммы налога по указанным выше правилам, считая с 16-го рабочего дня после принятия соответствующего решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
8) установлена процедура на случай, если налоговый агент или банк представляет в налоговый орган уточненные сведения, в результате которых оказывается, что сумма ранее предоставленного вычета оказалась завышенной. В этом случае в течение 5 рабочих дней налоговый орган должен принять решение об отмене (полностью или частично) ранее принятого решения о предоставлении вычета. Это решение в течение 3 рабочих дней должно быть направлено через личный кабинет (при прекращении к нему доступа у налогоплательщика - путем направления заказного письма по почте).
Суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, подлежат уплате налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня направления налоговым органом через личный кабинет или по почте соответствующего решения.
На суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из ставки ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами, начиная с даты поступления излишне возвращенных налогоплательщику средств на его счет в банке (с даты проведения налоговым органом зачета в счет имеющихся у налогоплательщика недоимок).
При неперечислении налогоплательщиком соответствующих сумм в бюджет в указанный выше 30-дневный срок, налоговый орган будет начинать предусмотренную НК РФ процедуру их истребования.
Таким образом, в целом "упрощение" получения вычетов в данном случае, на наш взгляд, сводится к:
- отсутствию необходимости налогоплательщику представлять в налоговый орган какие-либо документы, подтверждающие его право на вычет (все документы должны быть получены налоговым органом самостоятельно);
- ускорению процедуры соответствующей проверки и возврата налогоплательщику подтвержденной суммы вычета.
Помимо этого, впервые появляются нормы о последствиях выявления после предоставления вычета оснований для того, чтобы считать сумму вычета предоставленной излишне. В данном случае обращаем внимание, что эти последствия определены исключительно для вычетов, полученных физическим лицом в упрощенном порядке.
Аналогичных правил для ситуаций, при которых вычеты были предоставлены в "обычном" (т.е. не упрощенном) порядке, в текст главы 23 НК РФ Законом № 100-ФЗ не внесено.
Согласно Закону № 100-ФЗ новая статья 221.1 НК РФ, содержащая указанные выше положения, вводится в действие через месяц после официального опубликования, т.е. с 21.05.2021.
При этом Закон № 100-ФЗ определяет, что положения статьи 221.1 НК РФ применяются к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло у налогоплательщика с 01.01.2020.
Таким образом, теоретически, уже за прошедший 2020 год инвестиционные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ (в части указанных выше отдельных операций) могут быть получены налогоплательщиками в упрощенном порядке.
Правда, для практической реализации такой возможности, как нам кажется, как минимум, должны быть решены соответствующие технические вопросы в настройках сервиса "Личный кабинет налогоплательщика".
Исп. Леонов А.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий