Изменения в Градостроительный кодекс РФ

18, 19, 21 июля 2011 года принят ряд Федеральных законов РФ, вносящих изменения в Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ), а именно:

  • Федеральный закон от 18.07.2011 №243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (далее - ФЗ №243). Вступил в силу со дня его официального опубликования[1];
  • Федеральный закон от 18.07.2011 №215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ №215). Вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. 22.07.2011;
  • Федеральный закон РФ от 18.07.2011 №224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - ФЗ №224). Вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. 22.07.2011, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 01.10.2011;
  • Федеральный закон от 18.07.2011 №242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (основные изменения внесены в ст.ст. 54, 55.19 ГрК РФ, указанные изменения рассмотрены и Информационном письме № 232/11 от 17.08.2011);
  • Федеральный закон от 19.07.2011 №246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 02.08.2011).

Рассмотрим внесенные наиболее существенные изменения подробнее.

1. Детальнее раскрыто понятия реконструкции и капитального ремонта, применяемые в градостроительном законодательстве РФ[2].

Так, реконструкцией объектов капительного строительства признается не только изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), но и в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены и (или) восстановления отдельных элементов таких конструкций (п. 14 ст. 1 ГрК РФ в ред. ФЗ №215).

Кроме того, введено понятие реконструкции линейных объектов: изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов

Капитальным ремонтом объектов капитального строительства является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов[3].

Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (п.п. 14.1.-14.3 ст. 1 ГрК РФ введены ФЗ №215, вступили в силу 22.07.2011).

2. Установлено, что для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется разрешение на строительство (п. 4.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ введен Федеральным законом от 18.07.2011 №243-ФЗ). Таким образом, выдача разрешения на ввод отремонтированного объекта в эксплуатацию также не требуется (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).

Кроме того, капитальный ремонт исключен из сферы государственного строительного надзора (ч. 1 ст. 54 ГрК РФ)[4].

Ранее капитальный ремонт объектов капитального строительства и ввод их в эксплуатацию осуществлялся на основании разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, а также подлежал государственному строительному надзору, в том случае, если при проведении такого капитального ремонта затрагивались конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Названные изменения вступили в силу 22.07.2011. Таким образом, после 22.07.2011 получение каких-либо разрешений (разрешение на проведение капитального ремонта, разрешение на ввод отремонтированного объекта в эксплуатацию) не требуется. Данное правило распространяется на случаи проведения капитального ремонта как до 22.07.2011, так и после указанной даты.

3. Определено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте (часть 12.2 ст. 48 ГрК РФ введена ФЗ №243).

 4. Напоминаем, что в соответствии с ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации некоторых объектов капитального строительства[5].

Дополнительно уточнено, что государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Установлена обязательная государственная экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое строительство, реконструкция осуществляется в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта (часть 2.1 введена ФЗ №257).

5. Новая редакция ст. 51 ГрК РФ (в ред. ФЗ №224) содержит перечень объектов, в случае осуществления строительства, реконструкции которых, выдается разрешение на строительство:

  • объект капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны;
  • объект капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • объект использования атомной энергии;
  • гидротехнические сооружения I и II классов, аэропорты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольства, консульства и представительства РФ за рубежом, объекты обороны и безопасности, объекты космической инфраструктуры, объекты, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, линии связи при пересечении Государственной границы РФ, на приграничной территории РФ, объекты, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, исключительной экономической зоне РФ;
  • объект культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
  • объект капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Кроме того, определены органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, по каждому объекту (ч. 5, 6 ст. 51 ГрК РФ), а также внесены процедурные положения, касающиеся порядка получения разрешения на строительство, внесения в него изменений, оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с положениями о вступлении в силу ФЗ №224 (касающегося получения разрешения на строительство), в случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано до 22.07.2011 такое разрешение признается действительным, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство указанного объекта (ст. 5 ФЗ №224).

6. Введены новые положения, касающиеся оснований и порядка прекращения действия разрешения на строительство:

  • принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (часть 21.1 ст. 51 ГрК РФ введена ФЗ № 224).

Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство органом исполнительной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем 30 рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами (часть 21.2 ст. 51 ГрК РФ введена ФЗ № 224).

7. Прямо указано, что к территории общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц) в том числе относятся береговые полосы водных объектов общего пользования (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).

Исп. Писарева А.А.    


[1] Опубликован в "Российской газете" 22.07.2011.

[2] См. также Информационное письмо об изменениях НК РФ №231/11 от 17.08.2011, связанных с новыми определениями капитального ремента и реконструкции.

[3] В предыдущих редакциях Градостроительного кодекса РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимался ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ч.1 ГрК в ред. от 11.07.2011). В новой редакции такое определение исключено.

[4] Но, как и прежде, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства и при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции подлежит государственной экспертизе.

[5] Объекты индивидуального жилищного строительства, жилые дома блокированной постройки, отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено