1846/1943
Новое на сайте

Изменение отдельных законодательных актов РФ в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов

18 июля 2011 года принят Федеральный закон № 228-ФЗ "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения  требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов" (далее - Закон №228-ФЗ).

Изменения, принятые Законом №228-ФЗ, вступают в силу 01.01.2012 (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2013). Закон опубликован в "Российской газете № 159,  22.07.2011. 

Рассмотрим наиболее  существенные изменения, внесенные Законом № 228-ФЗ.

1. Изменения в Федеральный закон  от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).  Пункт 3 ст. 35 Закона об АО (о чистых активах общества) изложен в новой редакции, определяющей, что стоимость чистых активов общества (за исключением кредитных организаций) оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином РФ и Федеральной службой по финансовым рынкам  или, если такая оценка предусмотрена другими федеральными законами для отдельных видов деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти1.

Примечание

¹ Напомним, что в настоящее время по вопросу порядка оценки стоимости чистых активов действует Приказ Минфина России и ФКЦБ России  от 29.01.2003 №10н/03-6/пз.

Дополнение ст. 35 Закона об АО  обязывает все АО определять стоимость чистых активов  согласно положениям Минфина РФ и ФСФР, но позволяет при внесении изменений в нормативные акты  по отдельным видам деятельности устанавливать правила определения стоимости чистых активов другим органам власти.

Кроме того, на акционерные общества возложена обязанность обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов в течение 7 дней со дня предъявления такого требования  и возможность получения копий документов за соответствующую плату.

2. Изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Изменения Закона об ООО аналогичны изменениям, внесенным еще ранее в законодательство РФ об акционерных обществах - в части порядка уменьшения уставного капитала.

Так, после введения в действие Закона № 228-ФЗ ООО в случае принятия решения об уменьшении уставного капитала по любым основаниям (по инициативе общего собрания участников или в случаях, указанных в законе (например,  в случае, когда  стоимость чистых активов общества станет меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или  каждым последующим финансовым годом), общество в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения обязано сообщить о этом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в "Вестнике государственной регистрации"  соответствующее уведомление. Содержание уведомления также введено Законом № 228-ФЗ.

Кредитор общества с ограниченной ответственностью, находящегося в процессе уменьшения уставного капитала, вправе  обратиться к ООО с требованием о досрочном исполнении обязательств ООО, возникших по отношению к данному кредитору до первой публикации, а при невозможности досрочного исполнения таких обязательств  с требованием об их прекращении  и возмещении связанных с этим убытков. При этом кредитор вправе обратиться к ООО не позднее чем в течение 30 дней с момента последней публикации, а в суд - в течение  6 месяцев со дня последней публикации. Удовлетворение  подобных требований судом возможно только в том случае, если кредитор докажет, что в результате уменьшения уставного капитала права кредиторов  будут нарушены  или если обществом не предоставлено обеспечение для надлежащего исполнения соответствующих обязательств (например, банковская гарантия или денежные средства на депозит суда).

В новой редакции  изложена и ст. 30 Закона об ООО  "Фонды и чистые активы общества".  Стоимость чистых активов ООО (за исключением кредитных организаций) оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ органом.2 Кроме того, в годовой отчет обществ должен быть включен раздел о состояния чистых активов этого ООО.

Примечание

² Законодательно, на момент подготовки настоящего информационного письма, Минфин РФ и ФСФР как органы, к компетенции которых отнесена разработка  порядка определения стоимости чистых активов АО, определены лишь Законом об АО. Однако, согласно письмам Минфина РФ от 26.01.2007 № 03-03-06/1/39  и от  07.12.2009 № 03-03-06/1/791 при оценке стоимости чистых активов ООО следует руководствоваться тем же приказом Минфина РФ и ФСФР, что и для оценки стоимости чистых активов АО.

Годовой отчет ООО должен содержать раздел о состоянии чистых активов общества, в котором должны быть  указаны:

  • показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за 3 последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;3
  • результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению единоличного исполнительного органа общества, совета директоров (наблюдательного совета) (в случае образования в обществе указанного совета), привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;
  • перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с размером его уставного капитала ( ч. 3 ст. 30 Закона об ООО в новой редакции).
Примечание

³ В данной связи следует обратить внимание, что согласно  приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н   "О формах бухгалтерской отчетности организаций", начиная с годовой отчетности за 2011 год,  все юридические лица, применяющие традиционную (обычную) систему  налогообложения  должны применять новые формы бухгалтерской отчетности, в состав которой входит  Отчет об изменениях капитала, учитывающий показатели чистых активов общества за отчетный и 2 предыдущих года.

Так же как и ранее, но более общим образом, сформулирована обязанность ООО  принять решение об уменьшении уставного капитала или о ликвидации в случае, если  стоимость чистых активов общества станет меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или  каждым последующим финансовым годом).4 При этом закон устанавливает срок принятия такого решения  - не позднее 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года.

 

 

 

Примечание

**** Действующая до 01.01.2012 редакция ст. 20 обязывает ООО принять решение об уменьшении уставного капитала в ситуации  снижения стоимости чистых активов относительно величины уставного капитала самого ООО, а решение о ликвидации - при снижении стоимости чистых активов относительно минимального размера уставного капитала для ООО (ч. 3 ст. 20).

3. Изменения в Федеральный закон  от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).  Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как информационный ресурс содержит сведения о юридических лицах, предусмотренные ст. 5 Закона № 129-ФЗ, в том числе наименование юридического лица, сведения об адресе, учредителях и др. После внесения изменений в Закон об ООО в части обязательности уведомления регистрирующего органа о начале процедуры уменьшения уставного капитала ООО, законодатель изменил формулировку пп. "у" п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ, согласно которой теперь в ЕГРЮЛ  будут содержаться сведения о том, что хозяйственное общество (ООО или АО) находится в процессе уменьшения его уставного капитала, в то же время сведения о стоимости чистых активов обществ из ЕГРЮЛ  исключены.5

Примечание

***** Сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося АО, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода содержатся в пп. "ф" ч. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ.

Учитывая отмену  с 01.01.2012  пункта 5 ст. 17 Закона №129-ФЗ (об обязанности ежеквартального предоставления АО в ЕГРЮЛ  заявлений  об изменении стоимости чистых активов)  и другие изменения в Закон № 129-ФЗ, которые будут рассмотрены ниже,  сведения о чистых активах АО с 01.01.2012 по 31.12.2012 (т.е. по итогам 1-3 кварталов 2012 г.6) в регистрирующий орган подавать не нужно. Такой вывод можно сделать из буквального толкования статей Закона № 228-ФЗ. Однако можно предположить, что  складывающаяся после  01.01.2012 ситуация по не представлению сведений о чистых активах является результатом технической ошибки и непоследовательности дат введения  в действия отдельных положений Закона № 228-ФЗ.

Примечание

****** Открытым в настоящее время остается вопрос о том, необходимо ли подавать сведения о истых активах АО за 2011 г.?  По нашему мнению, на дату формирования годовой отчетности, по результатам которой должна быть рассчитана стоимость чистых активов (на 30.03.2012),  такой обязанности у АО не будет в силу  ее отмены пунктом 3 ст. 3 Закона № 228-ФЗ. При этом не может  рассматриваться как аргумент "за" тот факт,  что в  период, за который необходимо определить стоимость чистых активов, она существовала.

Вместе с тем это не означает снижение объемов той информации, которое юридическое лицо обязано представлять в государственные реестры.  С 01.01.2013 законодатель вводит  в действие ст. 7.1  Закона № 129-ФЗ, регулирующую создание и содержание нового федерального реестра - Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.  Сведения этого реестра будут открытыми и доступными и подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный реестр будет вестись соответствующим оператором, отобранным для осуществления данных функций (в настоящее время Оператор данного реестра не определен).

Порядок формирования и ведения  Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, в том числе порядок формирования этого реестра в электронной форме, порядок и сроки внесения сведений, порядок, срок и цена их размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вид электронной подписи, используемой для их внесения будут установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (вероятно, этим органом будет ФНС РФ, территориальные подразделения которой на местах выполняют функции регистрирующего органа) и не должны стать препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к содержащимся в этом реестре сведениям (ч. 3 ст. 7.1.).

Размещению  в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат:

часть 7

ст. 7.1.

Сведения

Лицо, ответственное за размещение в Реестре

пп. "а"

запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации)

регистрирующий орган

пп. "б"

запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации

регистрирующий орган

пп. "в"

запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации

регистрирующий орган

пп. "г"

решение регистрирующего органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ

регистрирующий орган

пп. "д"

запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или о ликвидации юридического лица

регистрирующий орган

пп. "е"

запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО

регистрирующий орган

пп. "ж"

запись об уменьшении или увеличении уставного капитала

регистрирующий орган

пп. "з"

запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица

регистрирующий орган

пп. "и"

запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица

регистрирующий орган

пп. "к"

сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося АО, на последнюю отчетную дату

Юридическое лицо (АО)

пп. "л"

сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося ООО

Юридическое лицо (ООО)

пп. "м"

сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности

регистрирующий орган

пп. "н"

сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения

регистрирующий орган

пп. "о"

сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами

регистрирующий орган

пп "п"

иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ

Юридическое лицо

Как видно из таблицы, большинство сведений Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц дублируют сведения ЕГРЮЛ. Более того, сведения в новый Реестр вносятся регистрирующим органом не позднее чем в 5 пятидневный срок после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ. Те сведения, которые в новый Реестр вносятся юридическим лицом самостоятельно должны быть внесены им в течение 3  рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта, подписаны электронной подписью и оплачены. При нарушении указанных требований (подпись и оплата) оператор реестра откажет юридическому лицу в размещения сведений в Реестре. Порядок, сроки и цены размещения сведений в информационно-телекоммуникационной системе Интернет, а также вид электронной подписи и другие вопросы, необходимые для формирования реестра и обеспечения доступности его сведений,  будут определены  позднее (п. 2 ст. 6 Закона №228-ФЗ). Полагаем, что тем же правовым актом будет определен и вид платежа за размещение информации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц самими юридическими лицами и его получатель (государственная пошлина, плата за размещение, оплата по гражданско-правовому договору или др.)

Рассматриваемый закон № 228-ФЗ не содержит норм, устанавливающих ответственность за непредставление или несвоевременное представление  юридическими лицами сведений  в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Вероятно, законодатель позднее введет дополнительную норму в Кодекс РФ об административных правонарушениях или расширит положения действующей  ст. 14.25 КоАП РФ  о нарушении порядка государственной регистрации юридических лиц.

Составной частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц станет Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, ведение которого  осуществляется  в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В завершение следует еще раз обратить внимание на сроки вступления отдельных статей Закона № 228-ФЗ в силу. Так, положения о формировании  Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, соответственно об обязанностях юридических лиц по размещению  сведений  в нем, о свободном и открытом доступе к сведениям данного Реестра вступают в силу с 01.01.2013 , все иные нормы Закона № 228-ФЗ - с 01.01.2012.

 Исп. Москаленко Л.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено