Планируемые правки НК РФ и страховых взносов (обзор законопроектов)
Информируем о предполагаемых к принятию в самое ближайшее время изменениях в налоговое законодательство РФ и законодательство РФ об обязательных страховых взносах в связи с проводимой реформой пенсионной системы.
Мы предполагаем, что оговоренные изменения будут подписаны Президентом РФ и официально опубликованы в ближайшие дни. Как только это произойдет, мы сразу подготовим и направим в Ваш адрес подробный анализ текстов принятых законов и последствий, к которым могут привести поправки.
То, что соответствующие законопроекты действительно будут скоро подписаны, мы практически не сомневаемся. На сегодня оба проекта (и в части правок положений 2-й части НК РФ и в части реформы пенсионной системы) прошли все стадии принятия в Федеральном собрании РФ:
- изменения НК РФ были одобрены Советом Федерации и направлены Президенту РФ на подписание 21.11.2012;
- изменения пенсионной системы РФ были одобрены Советом Федерации и направлены Президенту РФ на подписание 28.11.2012.
Настоящим сообщением мы бы хотели обратить Ваше внимание на самые существенные изменения, которые содержатся в названных законопроектах и предполагаются к вступлению в силу с 01.01.2013, в том числе, возможно, для целей налогового планирования на следующий год.
1. Изменения НК РФ.
1) в части изменений главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций":
- с 2013 года будет выведено из-под налогообложения по налогу на имущество движимое имущество, принимаемое на учет в качестве основных средств с 01.01.2013. Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств до 01.01.2013, будет по-прежнему формировать налоговую базу по налогу на имущество до момента полного переноса своей стоимости на издержки производства и обращения либо до момента своего выбытия из состава основных средств;
- с 2013 начнется постепенный отказ от налоговых льгот по налогу на имущество, установленных в главе 30 НК РФ, с одновременным закреплением в тексте Кодекса максимально возможных ставок по налогу на имущество по объектам, которые с 2013 года теряют возможность относиться к льготируемым. Так, например, среди прочего из состава льготируемого имущества по нормам НК РФ с 2013 года исключаются магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов (по перечню Правительства РФ). Для указанных объектов с 2013 года ставка налога на имущества, определенная субъектом РФ, не сможет превышать 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 - 1,0% и т.д. по нарастающей. С 2019 года никаких ограничений по максимальной величине ставки налога на имущество по указанным объектам не будет;
2) в части изменений глав 28 НК РФ "Транспортный налог" и 31 НК РФ "Земельный налог":
- вводится правило о том, что если при введении на соответствующей территории указанных налогов нормативный правовой акт не определяет размер налоговой ставки в отношении конкретных видов транспортных средств или земельных участков применению подлежат те ставки налогов, которые для соответствующих объектов определены в НК РФ. Без учета данных изменений до сих пор можно было утверждать, что в указанной ситуации по соответствующим объектам налог мог в принципе не уплачиваться, так как не был определен существенный элемент налогообложения - налоговая ставка;
- в части земельного налога с 2013 года исключается льгота для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд с одновременным установлением максимального размера ставки для таких участков в размере 0,3% их кадастровой стоимости.
Справочно: насколько нам известно, Федеральным Собранием были приняты и другие законопроекты, касающиеся НК РФ. В частности, был одобрен Советом Федерации, передан Президенту РФ на подпись проект, предусматривающий очередную индексацию ставок акцизов с 2013 года. Также на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится и может быть принят до конца текущего года проект поправок в первую часть НК РФ, направленный на установление обязательной процедуры досудебного обжалования всех действий и актов налоговых органов с одновременным некоторым увеличением сроков, предоставляемых налогоплательщику на представление своих возражений и подготовку апелляционных жалоб.
2. Изменения в связи с пенсионной реформой РФ.
Правки затронули Федеральные законы "Об обязательных страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС", "О трудовых пенсиях в РФ", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и др.:
- основной объем изменений посвящен увеличению на 4% отчислений в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии за счет уменьшения части страховых взносов, направляемых по выплатам работников 1967 года рождения и моложе на накопительную часть. Однако указанное изменение произойдет только с 2014 года и только в части взносов, начисляемых на выплаты в пользу тех лиц, которые в течение 2013 года не напишут заявление с просьбой сохранить действующий порядок распределения взносов в ПФ РФ между страховой и накопительной частью;
- полагаем, что более существенным может стать вступающая в действие уже с 2013 года в силу правило о дополнительных взносах в ПФ РФ, начисляемых на выплаты работникам, указанным в пп.1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", т.е. работникам, в силу работы на определенных должностях, работах, имеющих право на досрочное достижение трудовой пенсии (за исключением преподавательского состава, медиков и творческих работников). В 2013 году размер дополнительных страховых взносов (в зависимости от конкретного вида работ, на которых занят работник) составит 4% (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах) либо 2% (все остальные виды работ, дающие право на досрочную пенсию). При этом дополнительные взносы будут начисляться на все выплаты, производимые в пользу работника и включаемые в базу для начисления страховых взносов, в том числе и на выплаты сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов;
- уточняется порядок включения в базу для начисления страховых взносов выплат в пользу нерезидентов, временно пребывающих в РФ и работающих в РФ по трудовым договорам, заключенным на срок не менее 6 месяцев: изменениями уточняется, что срок 6 месяцев определяется по сумме сроков действия всех срочных трудовых договоров конкретного нерезидента в течение календарного года. При этом, как лицо, осуществляющие выплаты данному нерезиденту, может проконтролировать данный срок (особенно, когда речь идет о необходимости начисления взносов по выплатам до момента завершения календарного года) в тексте поправок не уточняется;
- в части общего размера тарифов страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС на 2013 и последующие годы - принятые поправки сохраняют действие тех тарифов, которые ранее предполагались на 2013 год, включая действие льготных тарифов в ранее запланированных размерах и величину общего тарифа для лиц, не имеющих право на какие-либо льготы, в размере 30% выплат в пределах величины предельной базы и 10% в ПФ РФ по выплатам сверх данной величины. При этом из действующей до принятия данных правок редакции Закона №212-ФЗ предполагалось, что 2013 год станет последним годом действия данного тарифа, а с 2014 года общий размер тарифа вырастет до 34% (за счет отчислений в ПФ РФ) с отменой начислений сверх предельной величины базы. Но принятые Советом Федерации поправки продлевают действие тарифа 30% + 10% в ПФ РФ по выплатам сверх предельной величины до 2015 года.
Справочно: на текущую дату Правительством РФ официально не опубликовало нормативный акт об установлении предельной величины базы для начисления страховых взносов на 2013 год. Однако по сообщениям СМИ с самой высокой степенью вероятности согласованным размером данной величины является 568'000 рублей[1] (против 512'000 рублей в 2012 году, т.е. рост составит почти 11%, не смотря на официальные сообщения о непревышении величины инфляции РФ за 2012 год 7%). Увеличение предельной величины базы для начисления страховых взносов само по себе приведет к росту размера отчислений с выплат в пользу всех тех лиц, чей среднемесячный доход превышает 42,7 тыс. рублей.
Еще раз повторим, мы предполагаем, что все обозначенные выше изменения будут подписаны Президентом РФ в самое ближайшее время, после чего информация об этом будет направлена в Ваш адрес с подробным рассмотрением полных текстов соответствующих законов.
Исп. Леонов А.
[1] по крайней мере, на сегодня однозначно известен факт одобрения Советом Федерации проектов бюджетов внебюджетных фондах (ФСС РФ, ПФ РФ) на 2103 год и направления их на подпись Президенту РФ. При этом в соответствующих бюджетов расчеты сделаны именно на основе величины предельной базы 568'000 рублей в год на одного работника. Однако официально названую величину должно объявить Правительство РФ, приняв соответствующее постановление.