Введение в СПб курортного сбора, последствия его уплаты в рамках служебных командировок

Информируем о Законе Санкт-Петербурга от 28.06.2023 № 419-81 "О введении на территории Санкт-Петербурга курортного сбора" (опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 04.07.2023, далее - Закон № 419-81).

Закон вступает в силу с 01.10.2023 и согласно своему названию вводит на территории Санкт-Петербурга новый обязательный вид платежа - "курортный сбор".

В соответствии с Законом № 419-81 размер курортного сбора за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения составляет:

- с 01.10.2023 по 31.03. 2024 - 0 рублей в сутки;

- с 01.04. 2024 - 100 рублей в сутки.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и размера курортного сбора. Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Под объектом размещения понимается индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания.

Перечень лиц, освобождаемых от уплаты сбора, установлен в Федеральном законе от 29.07.2017 № 214-ФЗ, а также в подпункте 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах". К таким лицам, в частности, относятся:

· лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта, а также лица, имеющие место жительства на территории эксперимента, а также лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;

· лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;

· малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте РФ;

· лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;

· больные туберкулезом;

· инвалиды войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

· лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;

· инвалиды I и II групп, а также лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

· лица, имеющие звания: Герой Советского Союза, Герой РФ или являющиеся полными кавалерами ордена Славы; Герой Социалистического Труда или Герой Труда РФ либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

· участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах"; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

· спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

Напомним, что в соответствии с Законом № 214-ФЗ субъекты РФ вправе установить иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора. Закон № 419-81 помимо указанных выше категорий лиц дополнительно освобождает от уплаты курортного сбора лиц, являющихся членами семей (неполных семей), имеющих в своем составе 3-х и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет (т.е. членов многодетных семей).

Исчисление и взимание курортного сбора осуществляются оператором курортного сбора (далее - оператор) в день заезда плательщика курортного сбора в объект размещения.

Перечисление курортного сбора в бюджет Санкт-Петербурга осуществляется оператором по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным; за период с 01.12 по 27.12 - не позднее 28.12; за период с 28.12 по 31.12 - не позднее 12.01 года, следующего за истекшим.

Под оператором курортного сбора понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Хотели бы высказать мнение об отсутствии у нас понимания того, как именно оператор курортного сбора при исполнении своих обязанностей по исчислению и взиманию его суммы будет осуществлять подтверждение права на освобождение от уплаты для отдельных вышеперечисленных категорий освобождаемых от уплаты курортного сбора граждан (например, лиц, работающих по трудовому договору на территории Санкт-Петербурга или имеющих в Санкт-Петербурге в собственности жилые помещения, но не имеющих в Санкт-Петербурге постоянной регистрации (прописки), а также лиц, относящихся к категории малоимущих). Но данная проблематика не является проблемой именно Закона № 419-81 и Санкт-Петербурга, как раз то, как подтверждать право на освобождение от уплаты сбора для членов многодетных семей (освобождение, предусмотренное не на федеральном уровне, а Законом № 419-81), не вызывает затруднений. И при том, что в иных субъектах РФ курортный сбор действует уже несколько лет (например, на территории Краснодарского края), какие-либо официальные комментарии уполномоченных органов по данному вопросу в доступных нам источниках пока что обнаружены не были.

Отдельно также рассмотрим вопрос несения расходов на уплату курортного сбора в рамках исполнения физическими лицами своих служебных обязанностей (например, при направлении работников в Санкт-Петербург в служебную командировку).

Оператор при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

В качестве документа, подтверждающего факт уплаты наличными денежными средствами курортного сбора, может использоваться квитанция к приходному кассовому ордеру, выдаваемая в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (Письмо ФНС России от 19.04.2018 № ЕД-4-20/7551).

При оплате курортного сбора путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет оператора курортного сбора (например, при уплате сбора на этапе бронирования с использованием систем онлайн-банкинга) таким документом будет являться извещение, направляемое кредитной организацией плательщику в электронном виде, или исполненное распоряжение в электронном виде с указанием даты исполнения (п. 4.7 Положения Банка России от 29.06.2021 № 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств").

Как следует из позиции ФНС России, чек ККТ при оплате курортного сбора не требуется, т.к. "плата за пользование курортной инфраструктурой не образует природу расчета в понимании Федерального закона № 54-ФЗ и не требуют применения контрольно-кассовой техники" (письма ФНС от 10.07.2019 № ЕД-4-20/13478, от 19.04.2018 № ЕД-4-20/7551).

Обращаем Ваше внимание, что взимание курортного сбора будет осуществляться, в том числе, и с командированных сотрудников. Возникающие при этом расходы на уплату курортного сбора, по нашему мнению, в бухгалтерском и налоговом учете могут квалифицироваться как командировочные расходы (и там, и там перечень таких расходов является открытым). Возмещение командированному лицу расходов на уплату курортного сбора не должно приводить к возникновению у такого лица облагаемого НДФЛ дохода и базы для начисления страховых взносов (п.1 ст.217 НК РФ, пп.2 п.1 ст.422 НК РФ).

Исп. Тимошенко Р.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6