О продлении установленного пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 срока неначислении пени (Постановление Правительства от 30.06.2023 № 1077)

Информируем о Постановлении Правительства РФ от 30.06.2023 № 1077 "О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства РФ от 29 марта 2023 г. № 500" (опубликовано на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания, т.е. 30.06.2023, вступило в силу с 01.07.2023, далее также - Постановление № 1077).

Постановление № 1077 продлило до конца 2023 года (по 31.12.2023 включительно) действие правила о неначислении пени "на сумму недоимки в размере, не превышающем в соответствующий календарный день размер положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, увеличенный на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов указанного лица". Изначально пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 было предусмотрено, что такие пени не должны начисляться в период с 01.01.2023 по 30.06.2023.

Далее мы хотели бы повторить наш комментарий по самой норме о неначислении пени, срок действия которой рассматриваемое Постановление № 1077 продлило до 31.12.2023, и отметить, что, к сожалению, поставленные нами в этом комментарии вопросы на сегодня, на наш взгляд, продолжают оставаться актуальными и неразрешенными.

Выше мы дословно привели текст пункта 2 Постановления № 500 в части того, когда именно не должны начисляться пени. На наш взгляд, приведенная формулировка не позволяет однозначно установить, о каких конкретно ситуациях идет речь.

В частности, мы не понимаем, как может идти речь о начислении пени "на размер положительного сальдо ЕНС", если само по себе положительное сальдо ЕНС исключает наличие какой-либо недоимки и оснований для начисления пени. Предполагаем, что в приведенном тексте слово "положительное" в отношении "сальдо ЕНС", на которое не начисляется пени, является лишним.

Также можем предположить следующее. Суммы, зачтенные по заявлению налогоплательщика в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов, не формируют положительное сальдо ЕНС, хотя формально с правовой точки зрения являются до момента наступления сроков уплаты соответствующих налогов, сборов, страховых взносов "уплаченными вперёд", т.е. задолженностью бюджета перед налогоплательщиком (в бухгалтерском учете налогоплательщика - организации это именно так и будет отражаться). Если налоговый орган формирует отрицательное сальдо ЕНС в связи с несвоевременностью или неполнотой уплаты налогоплательщиком средств в качестве ЕНП, то по общим правилам, вытекающим из НК РФ, указанные выше "зачтенные в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов суммы" не смогут быть учтены, чтобы снизить размер недоимки, а значит и размер суммы, на которую начисляются налоговые пени (это будет возможно, только если сам налогоплательщик напишет заявление об отмене ранее осуществленного зачета и только с момента исполнения такого заявления налоговым органом). Полагаем, что процитированный нами выше второй пункт Постановления № 500 как раз направлен на то, чтобы при определении размера пени налоговый орган "снизил" размер выявленной им недоимки в виде отрицательного сальдо ЕНС на сумму, которая ранее по заявлению налогоплательщика была зачтена в счет предстоящей и еще ненаступившей обязанности по уплате какого-то налога, сбора, страховых взносов. Т.е. будет принято во внимание то, что налогоплательщиком уплачены в бюджет "вперед" какие-то средства, которые, если бы он не написал заявление об их зачете в счет предстоящей обязанности по уплате каких-то своих налоговых обязательств, снизили бы или бы вообще исключили формирование отрицательного сальдо ЕНС, на которое начисляются налоговые пени.

К сожалению, подтвердить правильность наших предположений, что именно имеется в виду в пункте 2 Постановления № 500, на сегодня мы по-прежнему не можем.

В том числе ФНС РФ после принятия Постановления № 500 опубликовало на своем сайте Информацию с названием "Продлены сроки направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания". В этой Информации пункт 2 Постановления № 500 вообще никак не был прокомментирован. Вместо этого ФНС РФ указала следующее:

"Кроме того, с 1 января по 30 июня 2023 года не будут начисляться пени в случаях, когда налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомлении об исчисленных налогах или не направил его вовсе".

Интересно, что после принятия Постановления № 1077 мы видим неофициальные комментарии о том, что оно продлило до 31.12.2023 именно срок неначисления при ошибках в формировании уведомлений об исчисленных налогах.

Однако мы очередной раз хотели бы обратить внимание, что Постановление № 500 (в пункт 2 которого Постановление № 1077 внесло правки в части сроков действия) вообще не касается данного вопроса и не устанавливает освобождение от ответственности за ошибки в представлении нового вида налоговой отчетности, введенного с 01.01.2023, - уведомлений об исчисленных налогах, которые, напомним, представляются в случае, если до момента наступления срока уплаты какого-то предусмотренного НК РФ платежа у налогоплательщика не возникает обязанность представления налоговых деклараций, расчетов по суммам соответствующих платежей.

Не применять к налогоплательщикам ответственность за нарушения в исполнении правил о представлении указанных уведомлений ранее указал своим подчиненным Руководитель ФНС РФ в письме ФНС России от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@ "В отношении взыскания сумм задолженности". Как мы ранее в своих комментариях обращали внимание, конкретный срок неприменения такой ответственности Руководитель ФНС России не определил, указав лишь "до получения разъяснений Федеральной налоговой службы об условиях наступления такой ответственности".

ФНС РФ в своей Информации от 30.03.2023 определило этот срок, как срок по 30.06.2023. Но Постановление № 1077 этот срок не продлевало (и юридически не могло продлить), а главное тут речь идет о штрафе по статье 126 руб. в размере 200 руб. за каждый документ, а не о начислении каких-то пени.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6