КС РФ о недопустимости произвольного снижения заработной платы сотрудникам с дисциплинарными взысканиями

Информируем о Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 № 32-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской" (далее - Постановление КС РФ № 32-П), опубликованном на сайте www.pravo.gov.ru 19.06.2023.

Постановлением КС РФ № 32-П установлено, что применение к работнику дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера. Снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 %.

Из обстоятельств дела следует, что заявителю Е.В. Царегородской был установлен оклад и стимулирующие выплаты. Приказами руководителя к заявителю применены дисциплинарные взыскания в виде выговора. По этой причине работодатель выплачивал ей заработную плату, включающую только должностной оклад и надбавку за выслугу лет, а в отдельные месяцы производил также доплату до минимального размера оплаты труда.

КС РФ признал часть вторую статьи 135 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым - во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов - позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.

КС РФ указал, что федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции РФ и основанными на них правовыми позициями КС РФ, выраженными в Постановлении КС РФ № 32-П, - внести в кратчайшие сроки необходимые изменения в действующее правовое регулирование.

До внесения соответствующих изменений лишение работника стимулирующих выплат или снижение их размера более чем на 20 % на весь срок действия дисциплинарного взыскания, не допускается.

По нашему мнению, помимо итогового вывода КС РФ по конкретной ситуации заявителя, интерес представляет также правовая позиция КС РФ по стимулирующим выплатам в целом. Указанная правовая позиция, в ближайшие годы будет определять подходы всех судов к разрешению трудовых споров.

При рассмотрении дела заявителя суды общей юрисдикции указали, что работодатель самостоятельно определяет виды и условия выплаты стимулирующих выплат, в связи с чем пришел к выводу, что в случае применения дисциплинарного взыскания - работодатель, если так установлено системой оплаты труда, имеет права такие выплаты не начислять.

КС РФ, давая оценку решениям суда в этой части, указал - что хоть работодатель действительно свободен в установлении стимулирующих выплат (в том числе с учетом специфики деятельности самого работодателя), но в любом случае должны соблюдаться принципы равенства и справедливости. Т.е. КС РФ фактически указывает судам на необходимость (при рассмотрении трудовых споров) не только формально проверять соблюдение работодателем установленных им правил системы оплаты и ТК РФ, но и давать оценку самим правилам системы оплаты труда.

Такие правила, по указанию КС РФ, должны соответствовать не только ТК РФ, но и конституционным предписаниям, а также нормам международного трудового права об охране заработной платы и нормам российского законодательства, закрепляющим его общие принципы.

В практической плоскости указанное для работодателей означает, что система оплаты труда не должна носить дискриминационный характер (по отношению к определенным категориям работников), должна предусматривать равные и справедливые условия для получения работником стимулирующих выплат (т.е. устанавливать "равные" для всех возможности и критерии для получения премиальных выплат).

Исп. Шумилина М.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6