113/1835
Новое на сайте

Изменения НК РФ об использовании физическими лицами в рамках налоговых правоотношений портала госуслуг (федеральный закон от 14.04.2023 № 125-ФЗ)

Информируем об изменениях Налогового кодекса РФ, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.2023 № 125-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 14.04.2023, далее также - Закон № 125-ФЗ).

Данный Закон касается исключительно налогоплательщиков - физических лиц и связан с введением правил об обмене между налоговым органом и налогоплательщиком документами и информацией посредством сервисов, предоставляемых порталом Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru).

Для целей реализации такой возможности статья 21 НК РФ "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" дополнена Законом № 125-ФЗ положениями, согласно которым физические лица, зарегистрированные на портале Госуслуг (в тексте Закона указано (дословно): "зарегистрированные в единой системе идентификации и аутентификации"), могут направить в налоговые органы в электронной форме через этот портал уведомление о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на едином портале госуслуг. После этого они должны начать получать от налогового органа документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале госуслуг. Кроме того, они (налогоплательщики - физические лица) сами смогут представлять в налоговые органы документы (сведения) через данный портал (в тех случаях, когда в НК РФ нет ограничений по возможности использования такой формы обмена данными с налоговым органом).

Документы (сведения), которые физические лица будут представлять с использованием портала госуслуг, будут считаться представленными в налоговый орган с даты их направления (информация об этой дате будет размещена в личном кабинете лица на портале).

В отличие от этого датой получения физическим лицом документов (сведений), направленных ему налоговым органом через единый портал госуслуг, будет считаться день, следующий за днем направления документа налоговым органом через личный кабинет на едином портале госуслуг (такие изменения предусмотрены Законом № 125-ФЗ в пункте 4 статьи 31 НК РФ "Права налоговых органов").

Новый пункт 9 вышеназванной статьи 31 НК РФ также дополнен Законом № 125-ФЗ положением, согласно которому передача налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу документов, содержащих сведения о нем, составляющие налоговую тайну, через единый портал госуслуг осуществляется при наличии согласия на это указанного лица, выраженного им в уведомлении о необходимости получения документов с использованием единого портала госуслуг. Такая формулировка для нас говорит о том, что форма соответствующего уведомления должна будет предусматривать отдельно отметку о согласии на получение через портал госуслуг сведений, составляющих налоговую тайну (и при подаче уведомления у физического лица, видимо, должна будет быть опция отказаться от того, чтобы такие сведения направлялись ему через портал госуслуг). Напомним, что состав сведений, составляющих налоговую тайну (а точнее перечень того, что ею не является, так как умолчанию все сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну) определяется положениями статьи 102 НК РФ. К налоговой тайне, например, не относятся сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе сумме задолженности при ее наличии) и мерах ответственности за эти нарушения.

Для прекращения получения от налоговых органов документов через портал госуслуг физическое лицо также будет должно направить в налоговые органы соответствующее уведомление (уведомление о прекращении получения документов с использованием единого портала госуслуг). В этом случае направление ему налоговым органом через портал госуслуг документов должно будет прекратиться по истечении 3-х рабочих дней со дня представления физическим лицом такого уведомления.

Оба указанных выше уведомления (и о начале получения документов от налоговых органов через портал госуслуг и о прекращении такого получения) подписываются физическим лицом с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется на портале госуслуг.

Формы уведомлений, их формат, порядок заполнения и направления утверждаются ФНС РФ по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры РФ).

Приведенные выше изменения первой части НК РФ, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что для того, чтобы налоговый орган мог начать направлять физическому лицу предусмотренные НК РФ документы (сведения) посредством их размещения в личном кабинете лица на едином портале госуслуг, а налогоплательщик смог направлять в налоговый орган документы (сведения) через этот портал, такое лицо должно направить в налоговый орган (также с использованием портала госуслуг) соответствующее уведомление (с отметкой о согласии, в том числе, получать через портал госуслуг сведения, составляющие налоговую тайну, или без такой отметки).

При этом из введенных Законом № 125-ФЗ и рассмотренных выше норм мы не увидели какого-то прямого ограничения по виду (составу) документов или сведений, которыми можно будет обмениваться в этом случае через портал госуслуг (хотя в тексте статьи 21 НК РФ и указывается "если НК РФ не предусмотрен иной порядок").

Из этого мы делаем вывод, что для определения того, какими именно документами (сведениями) налоговый орган и физическое лицо смогут обмениваться с использованием портала госуслуг, значение имеет только наличие в отношении каких-то конкретных документов (сведений) прямых норм НК РФ об "иных способах представления".

Например, среди способов представления физическими лицами в налоговый орган в необходимых случаях налоговых деклараций статья 80 первой части НК РФ и вторая часть НК РФ (в том числе, глава 23 НК РФ) не содержат упоминание о таком варианте их направления, как представление в налоговый орган через единый портал госуслуг. И рассматриваемый Закон № 125-ФЗ такие положения также не предусматривает (он не вносит изменения ни в статью 80 первой части НК РФ, ни в главу 23 НК РФ "НДФЛ", в рамках которой у физических лиц может появиться обязанность или необходимость представления налоговой декларации).

Если же в НК РФ способ обмена документами (сведениями) в каких-то конкретных случаях никак не ограничен, то одним из возможных вариантов с учетом положений Закона № 125-ФЗ становится использование единого портала госуслуг.

Сам Закон № 125-ФЗ напрямую внес изменения, предусмотрев среди ранее описанных способов направления налогоплательщикам документов вариант использования единого портала госуслуг, в отношении следующего:

- направление налоговым органом физическому лицу налоговых уведомлений (сделанного налоговым органом расчета суммы подлежащего уплате налога; применяется в отношении уплаты физическими лицами имущественных налогов и НДФЛ) - соответствующие изменения внесены в пункт 4 статьи 52 НК РФ;

- направление налоговым органом физическому лицу требований об уплате задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам, пени, - такие изменения внесены в пункт 4 статьи 69 НК РФ.

В каких случаях НК РФ не ограничивает способы направления налогоплательщику налоговым органом каких-либо документов (сведений), в связи с чем после вступления Закона № 125-ФЗ в силу такое направление будет возможным, в том числе, с использованием портала госуслуг?

Далее нами приведены лишь некоторые из показавшихся нам наиболее важных таких случаев, которые необходимо будет учесть при принятии решения о направлении в налоговый орган уведомления о получении документов (сведений) с использованием портала госуслуг:

1) вызов физического лица в налоговый орган на допрос в качестве свидетеля - статья 90 НК РФ "Участие свидетеля" не содержит каких-либо правил такого вызова, что, на наш взгляд, в том числе делает его возможным после вступления в силу Закона № 125-ФЗ с использованием портала госуслуг. Обращаем внимание на это, так как допрос свидетелей на сегодня является одним из основных инструментов получения налоговым органом доказательств налоговых правонарушений в рамках мероприятий налогового контроля, а неявка вызванного свидетеля на допрос практически всегда квалифицируется в качестве признака "сомнительности отношений", в связи с проверкой которых налоговый орган хотел провести допрос соответствующего физического лица (и нельзя также забывать, что сама по себе неявка по вызову в налоговый орган без уважительных причин может квалифицироваться как состав правонарушения по статье 128 НК РФ, предусматривающей штраф в размере 1 тыс. руб.);

2) требования о предоставлении документов (информации, пояснений) в рамках мероприятий налогового контроля и вне их проведения (статьи 93 и 93.1 НК РФ) - приоритетным способом направления таких требований является вручение их лично. Но при этом также установлено, что если личное вручение невозможно, то тогда требование можно направить любым предусмотренным НК РФ способом, т.е. с учетом внесенных Законом № 125-ФЗ правок, в том числе, и через единый портал госуслуг.

В заключение отметим, что применительно к электронной форме обмена документами и сведениями между налоговым органом и налогоплательщиками для физических лиц помимо предусмотренного Законом № 125-ФЗ варианта с использованием портала госуслуг, НК РФ в качестве "базового" предусматривает (и налоговые органы его уже давно используют) способ, предполагающий использование для этих целей личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС РФ.

В чём же основное отличие использования личного кабинета налогоплательщика от использования единого портала госуслуг?

Основное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что для использования личного кабинета налогоплательщика ни налогоплательщику, ни налоговому органу не надо каким-либо образом друг друга уведомлять. При наличии у физического лица доступа к своему личному кабинету налогоплательщика налоговый орган все предусмотренные НК РФ документы и сведения в рамках реализации своих полномочий (кроме тех, для которых в НК РФ прямо предусмотрено иное) направляет этому лицу именно через его личный кабинет налогоплательщика (само лицо может дополнительно направить заявление с просьбой дублирования направляемых ему в электронной форме документов и сведений также на бумажном носителе).

В отличие от этого, предусмотренное Законом № 125-ФЗ использование для тех же целей единого портала госуслуг возможно только на основании поданного налогоплательщиком - физическим лицом в налоговый орган уведомления.

Т.о. фактически можно говорить, что способ обмена документами и сведениями с налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика - физического лица - это способ, который используется на сегодня "по умолчанию".

А вводимая Законом № 125-ФЗ возможность использовать для этих целей сервисы единого портала госуслуг - это новый вариант, который начинает использоваться только в случае, если решением об этом сделает само физическое лицо, направив в налоговый орган соответствующее уведомление.

Вступает в силу Закон № 125-ФЗ (и соответственно, возможность физического лица направить уведомление об использовании при обмене с налоговым органом документов и сведений единого портала госуслуг) с 01.07.2023.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено