Изменения НК РФ Федеральным законом от 18.03.2022 № 64-ФЗ

Информируем о новых изменениях Налогового кодекса РФ, обусловленных принятием Федерального закона от 18.03.2023 № 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 427 части второй НК РФ и статью 33.4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 18.03.2023, далее также - Закон № 64-ФЗ).

Сразу отметим, что абсолютное большинство налогоплательщиков положения данного закона, на наш взгляд, не затронут, так как он посвящен установлению некоторых преференций в части налоговых правоотношений для участников промышленных кластеров.

Согласно Федеральному закону "О промышленной политике в РФ" "промышленный кластер" - это совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или на территориях нескольких субъектов РФ. Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования возможно при условии создания специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера, и соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям, установленным Правительством РФ. Применение мер стимулирования деятельности для промышленных кластеров может также устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ (субъекты РФ при этом имеют право устанавливать дополнительные требования к кластерам).

"Участником промышленного кластера" признается субъект деятельности в сфере промышленности, принявший обязательства по поставке и (или) по приобретению промышленной продукции промышленного кластера в соответствии с договором о поставке промышленной продукции промышленного кластера, и (или) с договором о реализации проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера, и (или) со специальным инвестиционным контрактом, заключенным в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О промышленной политике в РФ". Такое определение дано в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2015 № 779, которым также установлены требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности и правила подтверждения соответствия этим требованиям.

По данным Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России (https://akitrf.ru/) по состоянию на февраль 2023 г. зарегистрировано (путем включения в соответствующий реестр) 47 промышленных кластера в 37 субъектах РФ (в том числе, часть из них - межрегиональные). Участники кластеров имеют право претендовать на получение различных мер стимулирования своей деятельности, например, на возмещение за счет средств субсидий части затрат при реализации совместных проектов, инициаторами которых они выступают.

Закон № 64-ФЗ для участников таких кластеров впервые вводит преференции на уровне налогового законодательства РФ. Предусмотренные им правки рассмотрены далее.

1) В первой части НК РФ:

Для участников промышленных кластеров предусматривается отсутствие необходимости соблюдения установленных пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ условий для возможности обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о проведении в отношении себя налогового мониторинга.

Напомним, что в общем случае указанными выше условиями (необходимо их одновременное соблюдение) являются:

- совокупная сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, должен составлять не менее 100 миллионов рублей;

- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должен быть не менее 1 миллиарда рублей;

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется указанное выше заявление, должна составлять не менее 1 миллиарда рублей.

До сих пор в статье 105.26 НК РФ было указано, что соблюдение приведенных выше условий для возможности перехода на налоговый мониторинг не требуется участникам соглашений о защите и поощрении капвложений. Закон № 64-ФЗ такое же право (подавать заявление о переходе на налоговый мониторинг без необходимости соблюдения приведенных выше критериев размера доходов, активов и суммы уплаченных налогов) предоставляет и участникам промышленных кластеров;

2) Во второй части НК РФ, в главе 34 "Страховые взносы":

В статье 427 НК РФ перечень лиц, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов дополнен указанием на организации, которые включены в реестр участников промышленных кластеров, подтвердивших соответствие требованиям к промышленным кластерам, установленным Правительством РФ, являющихся одновременно сторонами специальных инвестиционных контрактов, стороной которых является РФ, заключенных в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О промышленной политике в РФ".

Правила ведения указанного выше реестра участников промышленных кластеров (включая основания для включения в него организаций и исключения из него) определяет Минпромторг.

Сам размер пониженного тарифа страховых взносов для этой категории страхователей определен Законом № 64-ФЗ ссылкой на положения пункта 2.2 статьи 427 НК РФ:

- 0,0% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;

- 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Условия применения этих тарифов установлены новым пунктом 16 статьи 427 НК РФ, где указано, что такие пониженные тарифы действуют в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, при условии ведения раздельного учета выплат в пользу указанных лиц и выплат другим лицам в отношении иной деятельности.

Пониженные тарифы применяются начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик был включен в реестр участников промышленных кластеров, до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не более 7 лет и при условии, что разница между суммой страховых взносов, исчисленной исходя из общего тарифа, и суммой страховых взносов, исчисленной с применением пониженных тарифов, определяемая нарастающим итогом с начала применения пониженных тарифов, не превышает величину, равную объему осуществленных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, за аналогичный период. С 1-го числа месяца, в котором возникло такое превышение, подлежит применению общий тариф взносов.

Также в этом пункте установлены особенности прекращения применения пониженных тарифов в случае исключения плательщика из реестра участников промышленных кластеров (общий тариф начинает применяться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения) и в случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) плательщиком обязательств по нему (в этом случае осуществляется восстановление ранее неуплаченной суммы взносов исходя из общего тарифа за весь период, в течение которого применялся пониженный тариф, с уплатой в бюджет также соответствующих пени);

3) в Федеральном законе от 15.12.2021 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ":

В статью 33.4 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ внесены изменения, приводящие её текст в соответствие с указанными выше правками главы 34 НК РФ в связи с расширением круга лиц, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, за счет включения в текст этой статьи упоминания о соответствующих указанным выше требованиям участниках промышленных кластеров.

Вступление в силу Закона № 64-ФЗ.

Закон № 64-ФЗ вступил в силу с момента своего официального опубликования и распространил предусмотренные им изменения НК РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ на отношения, возникшие с 01.01.2023.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6