Письмо ФНС РФ о взыскании задолженности, штрафах за неподачу новых уведомлений и за неуплату налогов (взносов)

Информируем о публикации на сайте ФНС России, письма (подписанного непосредственно руководителем налоговой службы Егоровым Д.В.) по важным вопросам, связанным с формированием входящего сальдо единого налогового счета (ЕНС) на 01.01.2023 и применением к налогоплательщикам (плательщикам сборов, взносов, налоговым агентам) налоговой ответственности в связи с вступлением в силу новых правил представления налоговой отчетности, уплаты налогов и взыскания налоговой задолженности.

Такие разъяснения направлены письмом ФНС России от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@ "В отношении взыскания сумм задолженности" (опубликовано на сайте https://www.nalog.gov.ru 28.01.2023, полный текст письма приведен ниже).

Основные выводы, сделанные нами из текста данного письма:

1. Напомним, что по новым правилам с 01.01.2023 формирование отрицательного сальдо ЕНС должно "автоматически" запускать процедуру взыскания налоговой задолженности в размере такого сальдо (в первую очередь за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках). Руководитель ФНС РФ указал на необходимость исключения взыскания налоговой задолженности в виде отрицательного сальдо ЕНС "до начала запуска централизованных процессов формирования пользовательских заданий о направлении требований в соответствии со статьей 69 НК РФ".

К сожалению, установить, что это будет за дата, до которой поручено исключить взыскание задолженности, на сегодня не представляется возможным.

Также из письма не очень понятно, касается ли указанная необходимость исключения взыскания:

- только отрицательного сальдо ЕНС, определенного на 01.01.2023 (т.е. учитывающего обязательства, возникшие до 01.01.2023, в отношении которых до 01.01.2023 уже должна была или могла начаться процедура взыскания, которая согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ должна быть на 01.01.2023 прекращена - на эти нормы дана отсылка в комментируемом письме);

- или, в том числе, взыскания сумм отрицательного сальдо ЕНС, которое будет возникать уже после 01.01.2023 в связи с представлением деклараций (расчетов) и уплатой единого налогового платежа после этой даты;

2. Более однозначно сформулировано правило для ситуаций наличия между налоговым органом и налогоплательщиком разногласий относительно сальдо ЕНС указано, что при наличии таких разногласий в срок до 01.03.2023 должна быть проведена индивидуальная сверка с налогоплательщиками (плательщиками сборов, страховых взносов), до окончания которой взыскание задолженности исключается.

Таким образом, можно установить, что при наличии разногласий относительно сальдо ЕНС до проведения сверки с налогоплательщиком или в любом случае до 01.03.2023 отрицательное сальдо ЕНС не должно приводить к действиям налогового органа по взысканию налоговой задолженности. Но при этом неопределенным является вопрос о том, относительно какого именно сальдо ЕНС должны возникать разногласия:

- относительно сальдо ЕНС на 01.01.2023

- или, в том числе, на любую более позднюю дату?

3. В названии письма не заявлено, но предусмотрено его положениями еще одна не менее важная тема для налогоплательщиков (плательщиков сборов, взносов, налоговых агентов): привлечение к налоговой ответственности (взимание штрафов) за непредставление новых форм отчетности - уведомлений о суммах исчисленных налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, взносов.

Напомним, что ранее мы указывали, что для этого нового вида налоговой отчетности в НК РФ не предусмотрено никакой специальной ответственности. В связи с этим нарушение порядка представления таких уведомлений, на наш взгляд, может повлечь только штраф в размере 200 рублей за каждое представленное позже срока или непредставленное вовсе уведомление (ст.126 НК РФ). Относительно ситуаций обнаружения в представленном уведомлении недостоверных сведений мы считаем, что НК РФ никаких последствий для этого случая на сегодня не предусматривает.

В рассматриваемом письме Егоров Д.В. поручил "исключить случаи привлечения к налоговой ответственности по статье 126 Кодекса за непредставление уведомления... до получения разъяснений Федеральной налоговой службы об условиях наступления такой ответственности".

Таким образом, исполнение данного поручения должно привести к тому, что за нарушение сроков представления "новых" уведомлений пока что налоговые органы штрафовать не должны.

К сожалению, установить конкретный срок, в течение которого можно ожидать выполнение данного "поручения", определить не представляется возможным. Для нас является удивительным, что в Руководитель ФНС РФ в своем письме указывает на то, что такой срок зависит от срока получения разъяснений об условиях наступление ответственности от органа, которым он же руководит;

4. Помимо исключения ответственности за непредставление новых "уведомлений", Егоров Д.В. поручил также исключить привлечение к ответственности по статьям 122 и 123 НК РФ за нарушением налогоплательщиками и налоговыми агентами сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов за периоды до 01.01.2023, за исключением случаев привлечения к налоговой ответственности по результатам проведения налоговых проверок, по результатам которых выявлено занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иное неправильное исчисление налога (сбора, страховых взносов).

По нашему мнению, указание на "периоды до 01.01.2023", в том числе, учитывает сроки уплаты налогов, страховых взносов за такие периоды, наступающие уже в 2023 году (НДС за 4-й квартал 2022 года, годовые налоги за 2022 год, НДФЛ по оплате труда за первую часть декабря 2022 года, страховые взносы за декабрь 2022 года, а также, возможно, те же платежи и за более ранние периоды).

До какого момента поручено исключить применение указанных санкций?

В письме указано - "до 01.05.2023 и до окончания декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов, по результатам которой будет сформировано окончательное сальдо ЕНС для налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов)".

Мы не можем однозначно сказать, как именно следует трактовать это указание:

- исключение привлечения к ответственности по статьям 122 и 123 НК РФ по платежам в бюджет за периоды, истекшие до 01.01.2023, будет действовать в любом случае до 01.05.2023? По крайней мере, нам неизвестно, чтобы по каким-то предусмотренным НК РФ платежам за периоды, закончившиеся до 01.01.2023, срок представления деклараций и расчетов наступал бы позднее 01.05.2023;

- или по каждому конкретному платежу срок будет истекать с истечением срока его декларационной кампании за 2022 год? Например, по налогу на прибыль за 2022 год - 27.03.2023. Но при этом до представления налогоплательщиком декларации (расчета) основания для привлечения к ответственности по статьям 122 и 123 НК РФ и не могут возникать! Поэтому этот вариант нам представляется маловероятным.

Отдельно отметим указание Егорова Д.В. на такой момент, как "дата окончания декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов, по результатам которой будет сформировано окончательное сальдо ЕНС для налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов) за периоды до 01.01.2023".

Мы хотели бы обратить внимание, что для нас не очень понятно, о каком именно "окончательном сальдо ЕНС" идет речь - такого понятия в НК РФ нет, формирование какого-либо отдельного сальдо ЕНС по итогам какого-то определенного года Налоговым кодексом не предусматривается. Единственная похожая на указание в письме "величина" - это вступительное сальдо ЕНС на 01.01.2023. Но оно абсолютно точно не может соответствовать сальдо по итогам декларационной кампании за 2022 год, так как помимо прочего включает в себя итоги расчетов с бюджетом за более ранние периоды и не учитывает все годовые расчеты по налогам, взносам за 2022 год, по которым срок уплаты и представления деклараций (расчетов) наступает позднее 01.01.2023.

Однако самым неопределенным в части последствий применения рассматриваемого письма является его статус - письмо ФНС РФ (даже подписанное её руководителем) не является нормативным правовым актом. Согласно статье 4 НК РФ оно обязательно для сотрудников налоговых органов, в этой части можно надеяться на то, что указанные в письме "поручения" будут выполняться.

Однако если этого не произойдет, доказать в суде неправомерность действий налогового органа по взысканию указанной в письме задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС или привлечения к ответственности по статьям 126, 122, 123 НК РФ (когда по письму это не должно было бы происходить), на наш взгляд, будет очень сложно (если вообще возможно). Решить эту проблему могло бы только внесение соответствующих изменений в текст НК РФ (но мы сомневаемся, что это будет реализовано).

Исп.  Леонов А.

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 января 2023 г. N ЕД-26-8/2@

В ОТНОШЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ СУММ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

В связи с установлением особого порядка взыскания сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам в переходном периоде в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 14.07.2022 N 263-ФЗ (далее - Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ), а также изменением порядка признания исполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поручаю исключить случаи взыскания сумм задолженности в виде отрицательного сальдо единого налогового счета, в том числе сумм начисленных пени, до начала запуска централизованных процессов формирования пользовательских заданий о направлении требований в соответствии со статьей 69 Кодекса в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ.

При наличии разногласий по формированию сальдо единого налогового счета обеспечить проведение до 1 марта 2023 года индивидуальных сверок с налогоплательщиками (плательщиками сборов, страховых взносов), до окончания которых исключить выполнение соответствующих пользовательских заданий по взысканию задолженности.

Одновременно поручаю исключить случаи привлечения к налоговой ответственности по статье 126 Кодекса за непредставление уведомления по пункту 9 статьи 58 Кодекса до получения разъяснений Федеральной налоговой службы об условиях наступления такой ответственности, а также к налоговой ответственности по статьям 122 и 123 Кодекса до 1 мая 2023 года и до окончания декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов, по результатам которой будет сформировано окончательное сальдо единого налогового счета для налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов) за периоды до 1 января 2023 года, за исключением случаев привлечения к налоговой ответственности по результатам проведения налоговых проверок, по результатам которых выявлено занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иное неправильное исчисление налога (сбора, страховых взносов).

Руководитель ФНС России

Д.В. ЕГОРОВ




Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6